№ Содержание Раздел 1. Целевой 3 Паспорт программы. 3 1.1. Характеристика Программы. 1.1.1. Направленность Программы. 4 1.1.2. Актуальность Программы. 1.1.3. Цели, задачи и принципы реализации Программы. 4 1.2. Возрастные особенности детей. 1.3. Объем нагрузки занятия. 1.4. Планируемые результаты освоения Программы. 4 4 5 6 8 Раздел 2. Содержательный 2.1. Содержание Программы. 8 Раздел 3. Организационный 3.1. Организационно-педагогические условия. 3.1.1. Педагогические условия 3.1.2 Календарный учебный график 10 10 3.1.3. Учебный план 11 13 3.1.4. Учебно-тематический план. 15 4. Оценочный материал. 30 5 Методические материалы. 32 Глоссарий. 35 Материально-техническое обеспечение. 37 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. 44 6 7 8 Раздел 1. Целевой Цель Задачи Паспорт программы Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; развитие способности к восприятию художественного произведения. Образовательные: 1. Создать условия для активного свободного экспериментирования детей с художественными средствами; 2. Познакомить детей с «языком» искусства средствами нетрадиционной художественной изобразительной деятельности; 3. Формировать изобразительные и технические навыки у детей для создания художественных образов. Развивающие: 1. Развивать эстетическое восприятие произведений искусства; 2. Развивать воображение и эмпатию; 3. Обогащать индивидуальный и художественно-эстетический опыт каждого ребенка; 4. Развивать творческие способности; Воспитательные: 1. Воспитывать чувство гармонии, эстетического вкуса. Срок реализации 4 года Возраст 3-7 лет Форма организации итоговых Выставки детских работ, персональные выставки детских работ, детские мастер-классы, мастерские, мероприятий оформление интерьера детского сада, группы, участие в городских конкурсах, фестивалях детских работ. Методическое обеспечение - Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009 г. - Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009 г. - Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009г. - Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009г. - Лыкова И.А. Изодеятельность и детская литература. Сказка. Интеграция искусств в детском саду. Учебнометодическое пособие. - М.: КАРАПУЗ. СФЕРА, 2009г. 1.1. Характеристика Программы 1.1.1. Направленность Программы. Программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей раннего и дошкольного возраста. Художественно-эстетическое развитие предполагает эстетическое освоение мира посредством изобразительной деятельности, как основного средства художественного развития детей с самого раннего возраста. 1.1.2. Актуальность Программы. Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать, лепить, конструировать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Дети любят узнавать новое, с удовольствием экспериментируют с материалами. Именно экспериментируя, дети получают знания, навыки, используют их в самостоятельной деятельности, чувствуя себя уверенно. Актуальность состоит в том, что творчество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощущать незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Отличительная особенность программы в том, что она направлена на развитие художественно - творческих способностей детей через ознакомление с нетрадиционными техниками рисования. Это формирует художественный вкус, развивает чувство прекрасного, творческую инициативу. 1.1.3. Цели, задачи и принципы реализации Программы. Цель: Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; развитие способности к восприятию художественного произведения. Задачи: Образовательные: 1. Создать условия для активного свободного экспериментирования детей с художественными средствами; 2. Познакомить детей с «языком» искусства средствами нетрадиционной художественной изобразительной деятельности; 3. Формировать изобразительные и технические навыки у детей для создания художественных образов. Развивающие: 1. Развивать эстетическое восприятие произведений искусства; 2. Развивать воображение и эмпатию; 3. Обогащать индивидуальный и художественно-эстетический опыт каждого ребенка; 4. Развивать творческие способности; Воспитательные: Воспитывать чувство гармонии, эстетического вкуса Принципы: 1. Культуросообразности - построение содержания программы с учетом регионального компонента; 2. Сезонности - построение содержания программы с учетом климатических и природных изменений. 3. Систематичности и последовательности - построение содержания программы от простого к сложному, от малоизвестного к известному; 4.Цикличности - построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту; 5.Развивающего характера - учет «зоны ближайшего развития»; 6.Оптимизации и гуманизации - построение содержания программы на основе личностно-ориентированного подхода; 7.Природосообразности - построение содержания программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; 8. Эстетизации предметно-пространственной развивающей среды; 9. Обогащения сенсорно-чувственного опыта. 1.2.Возрастные особенности детей. В трёхлетнем возрасте наблюдаются «первые ростки» качественно нового способа отношения к действительности эстетического, предпосылками становления которого выступают: способность к выработке «установки на воображение» (Натадзе Р.), осознание «невсамделишного характера» своих снов (Валлон А.), различение мечты и реальности. Начиная с трехлетнего возраста основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования в разных видах деятельности, в том числе и изобразительной. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей раннего возраста представлений о сенсорных эталонах. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, чёрный. Ребенок раннего возраста способен соотносить по цвету, форме, величине, а затем и называть цвет, форму, величину, использовать цвета в самостоятельном рисовании. К четырём годам ребёнок осваивает две пары мировоззренчески-эстетических категорий: «привлекательное-непривлекательное», «волшебно-доброе - волшебно-злое», в результате чего в его интеллектуально-эмоциональной сфере спонтанно формируется фонетический образ бинарной картины мира. В этом возрасте ребенок осваивает оттенки цветовых тонов, их светлоту и насыщенность, называет их, придает «бытовые» названия (лимонный, сиреневый). К пяти-шести годам наступает новая фаза эстетического развития, характеризующаяся большей степенью осознанности и устойчивости эстетических представлений, чувств, оценок, деяний. Формирующийся на этом этапе эстетический опыт оказывается наиболее прочным и обретает характер установки. В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее активное усвоение ребёнком сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобразительными материалами, а также познание окружающего и формирование эстетической «картины мира», что подтверждается данными исследований педагогов и психологов. Огромные психофизиологические резервы этого периода детства обеспечивают интенсивность развития различного рода умственных, практических и художественных способностей. Общение с искусством даёт ребёнку положительно окрашенное эмоционально-ценностное содержание. К 5-7-летнему возрасту дошкольник при благоприятных условиях уже имеет элементарные представления об искусстве и его видах, может воспринимать и чувствовать прекрасное на оптимальном для его возраста уровне развития, способен к активному, самостоятельному творчеству на основе усвоенных средств художественного выражения развития продуктивного воображения. 1.3. Объём нагрузки занятия № 1 2 Этап совместной деятельности (занятия) Мотивация к деятельности Поиск, решение задачи, проблемы Цель Деятельность педагога Цель. Включение детей в деятельность на личностнозначимом уровне Создать игровую, проблемную, мотивационную ситуацию через - игровая ситуация; демонстрацию . . . . - проблемная ситуация; - сюрпризный момент; - задание: как бы вы ответили на вопрос ., оказавшись на месте - беседа; - рассказ из личного опыта; Выявление « знания - незнания» - создание ситуации выбора. Стимулирование общения, любознательности детей. Создание ситуации выбора. Поддержание детской инициативы Цель. Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка Формы работы Продолжительность по возрастам 3-4 года - 2 минуты; 4-5 лет - 2 минуты; 5-6 лет - 2 минуты; 6-7 лет - 2 минуты. 3-4 года - 2 минуты; 4-5 лет - 3 минуты; 5-6 лет - 4 минуты; 6-7 лет - 4 минуты 3 4 Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения задачи, проблемы «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности Цель. Совместное определение конкретных действий Цель. Формирование представлений о ... Развитие умений. - обсуждение с детьми плана предстоящей деятельности; - решение проблемы; - участие детей в планировании собственной деятельности 3-4 года - 3 минуты; 4-5 лет - 3 минуты; 5-6 лет - 3 минуты; 6-7 лет - 4 минуты Организация поиска ответа на вопрос, решения проблемы, задачи. Актуализация возможностей детей на выбор деятельности, средств. Обсуждение с детьми плана предстоящей деятельности обеспечивающее соучастие детей в определении содержания и форм совместной (индивидуальной) деятельности. Включение детей в - обсуждение способа решения 3-4 года - 7 минут; деятельность. Распределение проблемы; 4-5 лет - 10 минут; содержания на совместную и - включение детей в 5-6 лет - 13 минут; самостоятельную деятельность; 6-7 лет - 16 минут деятельность. Включение - включение детей в игровые детей в игровые обучающие обучающие ситуации; ситуации, достаточные для - работа с материалами; самостоятельной, - обсуждение. подгрупповой и групповой деятельности. Организация работы с Ребенок инициирует самостоятельный выбор способаматериалами, создания выразительного образа, инструменты, материалы; (игровыми, Ребенок свободно экспериментирует с изобразительными средствами для получения нужного эмоционального образа; изобразительными, Ребенок переносит полученный опыт в собственную художественную деятельность; конструктивными, Ребенок знает разные виды искусств (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство), дает оценку произведению; раздаточными и пр.), Ребенок самостоятельно определяет замысел, сохраняет его на протяжении источниками с выходом всей на работы; воплощает его в видах искусств (мультипликации, настольных театрах, динамических игрушках). обсуждение. 5 Самоконтроль. Рефлексия. Цель. Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. Стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности. - самоанализ и самооценка; 3-4 года - 1 минута; - представление свое работы 4-5 лет - 2 минуты; другим; 5-6 лет - 3 минут; - обсуждение с детьми 6-7 лет - 3 минуты продолжения работы в разных формах. 1.4. Планируемые результаты - Ребенок инициирует самостоятельный выбор способа создания выразительного образа, инструменты, материалы; - Ребенок свободно экспериментирует с изобразительными средствами для получения нужного эмоционального образа; - Ребенок переносит полученный опыт в собственную художественную деятельность; - Ребенок знает разные виды искусств (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство), дает оценку произведению; - Ребенок самостоятельно определяет замысел, сохраняет его на протяжении всей работы; воплощает его в видах искусств (мультипликации, настольных театрах, динамических игрушках). Раздел 2. Содержательный Содержание Программы Модули «Тестопластика и пластилинография» «Рисование с элементами декоративнооформительской деятельности» «Аппликация с элементами экопластики» Этапы 3-4 года. Возникновение образа. 4-5 лет. Освоение художественного образа. 5-6 лет. Создание художественного образа. 6-7 лет. Создание художественного образа. Содержание программы - Восприятие ребенком и самостоятельное создание первых выразительных образов в разных видах художественной деятельности. - Освоение детьми средств выразительности, освоив которые, они могут воспринимать и создавать выразительные образы, а именно: цвет, форма, композиция, ритм, симметрия, ассимметрия, динамика, пропорции. -Самостоятельное нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств, выражение эмоционально-личностного отношения к изображаемому; - Самостоятельное использование всех технических средств; - Изобразительная самостоятельность Самостоятельное нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств, выражение эмоционально-личностного отношения к изображаемому; - Освоение образной выразительности цвета; - Освоение колористическими основами дизайна - Раздел 3. Организационный 3.1. Организационно-педагогические условия 3.1.1. Педагогические условия. (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих») Педагог дополнительного образования. Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и дошкольной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Осуществляет координацию деятельности педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам, способствует развитию их творческих инициатив. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, студий; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства, формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. Организационные условия. Срок реализации Программы – 4 года. 3.1.2. Календарный учебный график на 2020 (сентябрь) -2021 (май) учебный год Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию детей 3-7 лет «Маленький художник». Месяц сентябрь октябрь Неделя учебного Количество рабочих дней в неделе года Занятия для детей 3Занятия для детей 54года (2 год Занятия для детей 4- 6 лет (4 год Занятия для детей 6обучения) 5лет (3 год обучения) обучения) 7лет (5 год обучения) Периодичность, Периодичность, Периодичность, Периодичность, время в минутах. время в минутах. время в минутах. время в минутах. 1 4 1х15 1х20 1х25 1х30 2 5 1х15 1х20 2х25 2х30 3 5 1х15 1х20 2х25 2х30 4 5 1х15 1х20 2х25 2х30 5 3 итого 4 занятия 7 занятий 6 2 1х15 1х20 2х25 2х30 7 5 1х15 1х20 2х25 2х30 8 5 1х15 1х20 2х25 2х30 9 5 1х15 1х20 2х25 2х30 10 ноябрь декабрь январь 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 февраль март апрель 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 5 итого 4 5 5 5 1 итого 4 5 5 5 4 итого 5 5 5 итого 5 5 5 4 итого 5 4 5 5 3 итого 2 5 5 1х15 1х15 1х15 1х15 1х15 -1х15 1х15 1х15 1х15 - 1х15 1х15 1х15 1х15 1х15 1х15 1х15 1х15 1х15 1х15 1х15 1х15 1х15 1х15 1х15 1х20 5 занятий 1х20 1х20 1х20 1х20 5 занятий 1х20 1х20 1х20 1х20 4 занятия 1х20 1х20 1х20 3 занятия 1х20 1х20 1х20 1х20 4 занятия 1х20 1х20 1х20 1х20 1х20 5 занятий 1х20 1х20 1х20 1х25 1х30 9 занятий 2х25 2х25 2х25 2 х25 - 2х30 2х30 2х30 2х30 8 занятий 1х25 2х25 2х25 2х25 - 1х30 2х30 2х30 2х30 7 занятий 2х25 2х25 2х25 2х30 2х30 2х30 6 занятий 2х25 2х25 2х25 2х25 2х30 2х30 2х30 2х30 8 занятий 2х25 2х25 2х25 2х25 1х25 2х30 2х30 2х30 2х30 1х30 9 занятий 2х25 2х25 2х25 2х30 2х30 2х30 1х20 2х25 2х30 1х20 2х25 2х30 5 занятий 10 занятий 1х15 1х20 2х25 2х30 1х15 1х20 2х25 2х30 1х15 1х20 2х25 2х30 1х15 1х20 2х25 2х30 5 занятий 8 занятий 38 занятий (младший 72 анятия (старший возраст) 3.1.3. Учебный план возраст) на 2020 (сентябрь) 2021 (май) учебный год Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию детей 3-7 лет «Маленький художник». 38 39 5 5 итого май 40 4 41 4 42 5 43 5 44 1 итого Итого на образовательный период 1х15 1х15 Пояснительная записка. В соответствии со статьей 12 п.4, статьей 54 п. 9, статьей 75, Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" № 273- ФЗ и по запросу родителей реализуется дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию детей 3-7 лет «Маленький художник». Детский сад реализует данную программу за счет средств физических и (или) юридических лиц, не предусмотренные установленным муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, а также основной общеобразовательной программой, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований. В 2020 (сентябрь) -2021 (май) учебном году предоставляются занятия по художественно-эстетическому развитию: 2 раза в неделю для детей раннего и дошкольного возраста - занятия «Маленький художник» по модулям: «Тестопластика и пластилинография»; «Рисование с элементами декоративно-оформительской деятельности»; «Аппликация с элементами экопластики». Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. (№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 75, п.1). Перечень учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности 2 год обучения (4-5 лет) 1 год обучения (3-4 года) Кол-во Кол-во Объем нагрузки Объем нагрузки в в минутах минутах «Тестопластика и пластилинография» 12 180 12 240 3 год обучения 5-6 лет Кол-во Объем 18 нагрузки в минутах 450 4 год обучения 6-7 лет Кол-во Объем 18 нагрузки в минутах 540 14 210 14 280 38 950 38 1140 «Рисование с элементами декоративнооформительской деятельности» «Аппликация с элементами экопластики» 12 180 12 240 16 400 16 480 Итого в год 38 570 38 760 72 1800 72 2160 3.1.4. Учебно-тематический план по модулю «Тестопластика и пластилинография» месяц Блок Перечень разделов, тем Формы работы Количество часов/ минут по каждой теме 3-4 года (1 год обучения) сентябрь «Жаркие страны» - «Осьминожки» октябрь «Осень в гости просим» - «Яблочко с листочком и червячком» - «Падают, падают листья» ноябрь «Мои друзья» - «Рыбки в аквариуме» декабрь «Белоснежная зима» - «Новогодние игрушки» - «Праздничная елочка» Конструирование с элементами лепки Тестопластика Экспериментирование Лепка Беседа Рассматривание Тестопластика Лепка Экспериментирование Беседа Рассматривание Тестопластика Лепка Выставка Экспериментирование 15 30 15 30 январь «Кто живет в зимнем лесу» - «Лис и мышонок» - «Дед Мороз» Лепка Выставка 30 февраль «Мир сказки» - «В некотором царстве» Тестопластика Лепка Экспериментирование Беседа Рассматривание Чтение Тестопластика Лепка Экспериментирование Беседа Рассматривание Чтение Тестопластика Лепка Экспериментирование Беседа Рассматривание Лепка с элементами конструирования из природного материала Слушание музыки Тестопластика 15 - «Сосульки» март «Весна стучится в дом ко мне» апрель май «Кто живет в весеннем лесу» - «Птенчики в гнездышке» «Народная игрушка» - «Петушок и курочка» (по мотивам филимоновской игрушки) месяц Блок Перечень разделов, тем Формы работы 15 15 15 Количество часов/ минут по каждой теме 4-5 лет (2 год обучения) сентябрь октябрь «Наши любимые игрушки» «Домашний мир» - «Фрукты, овощи для игрушек» - «Колыбелька для пупсика» Панно Лепка 40 - «Красивые светильники» Дизайн-деятельность Лепка миниатюр Лепка с элементами аппликации 20 ноябрь «Мир сказки» - «Поросята с друзьями в осеннем лесу» Лепка Экспериментирование декабрь «Зима» - «Новогодние игрушки» Лепка Дизайн-деятельность январь «Холодные - «Белый медведь и медвежонок» март апрель «Жаркие страны» «Весна стучится к нам в окно» «Кто рядом с нами живет» май 20 - «Цыплята на лужайке» - «Птичка» Коллективная лепка Тестопластика 40 - « Лиса - Патрикеевна» Чтение Лепка Беседа Тестопластика 20 - «Кактусы зацвели» «Змея в пустыне» - «Цветочки для мамы» «Сказочный образ и народная игрушка» месяц 20 Коллективная лепка Выставка Тестопластика Коллективная лепка Лепка с элементами аппликации и конструирования Коллективное панно Тестопластика страны» февраль 20 Блок Перечень разделов, тем Формы работы 40 20 Количество часов/ минут по каждой теме 5-6 лет (3 год обучения) сентябрь «Мир детства» - «Мой детский сад» - «Моя любимая игрушка» октябрь «Мир моря» ноябрь «Мир космоса» - «Рыбки играют, рыбки сверкают» «Стайка дельфинов» «Загорелые человечки на пляже» «Звезды и кометы» «Пришельцы из космоса» Тестопластика Пластилинография 50 Экспериментирование Лепка с элементами дизайна Рельефная лепка Лепка рельефная Лепка коллективная Изготовление макета 75 50 декабрь «Мир сказки» - «Бабушкины сказки» январь «Древний мир» - «Динозаврики» - «Мамонты» «Мир сказки» - февраль март апрель май «Мир сказки» Лепка сюжетная Рисованиефантазирование Экспериментирование Тестопластика Экспериментирование Тестопластика Пластилинография Лепка с элементами дизайна «Лягушонка в коробчонке» «Сказочное болото для Царевны-лягушки» «Избушка на курьих ножках» «Ступа с бабой-Ягой» - «Фантастические цветы» «Мир народной - «Барыня» (дымка) - «Барыня» (дымка) игрушки» «Настольный - «Два жадных медвежонка» театр» месяц Блок Перечень разделов, тем 25 50 100 Лепка сюжетная Лепка миниатюр Лепка рельефная Моделирование из фольги, фантиков Экспериментирование Беседа Чтение Тестопластика Лепка с элементами конструирования из природного материала Лепка-экспериментирование Лепка с декоративным рисованием Конструирование с элементами детского дизайна Чтение Беседа Тестопластика Формы работы 25 50 25 Количество часов/ минут по каждой теме 6-7 лет (4 год обучения) сентябрь «Мир сказки» - «Лесной мишка и проказницы мышка» - «Пых» - «Зима в лесу» Тестоплатика Лепка Макет игровой 90 октябрь «Пальчиковый превращения» «Новогодние - «По замыслу» театр» ноябрь декабрь «Игрушки на пальчики» «Макет для театра» «Мини-макет для любимой сказки «Пластилиновые страшилки в море» «Подводный дворец» - «Сказочные маски» январь февраль «Новогодняя сказка» «Детский диафильм» - «Зимний лес» 90 Лепка с элементами дизайна Лепка на форме Тестопластика 60 Дизайн-деятельность Оформительская деятельность Тестопластика 30 30 март «Детский мир комната для куклы» - «Диафильм ленточный по мотивам сказки Б.Заходера «Русачок» (изготовление персонажей, «телевизора», «киноленты») - «Часы-ходики в комнату для куклы» - «Красивые подсвечники» - «Телевизор» апрель «Детский мир комната для куклы» - «Коляска» - «Мебель для пупса» - «Макет квартиры» «Дымковская - «По мотивам сказки «Колобок» май Тестопластика Оформительская деятельность игрушка Рисование декоративное Дизайндеятельность Дизайн-деятельность Тестопластика Дизайн-деятельность Лепка Лепка на готовой форме Тестопластика Лепка рельефная Дизайн-деятельность Лепка Лепка на готовой форме Аппликация с элементами конструирования Лепка с декоративным рисованием 30 90 90 60 Учебно-тематический план по модулю «Рисование с элементами декоративно-оформительской деятельности» месяц Блок Перечень разделов, тем 3-4 года (1 год обучения) Формы работы Количество часов/ минут по каждой теме «Жаркие -«Зебра» страны» - «Крокодил» октябрь «Осень в гости просим» - «Листопад» - «Грибная полянка» ноябрь «Мои друзья» - «Собачка» сентябрь - «Котенок с клубком» декабрь «Белоснежная - «Снег идет» зима» январь «Кто живет в зимнем лесу» - «Волшебные краски» (зайчонок) февраль «Мир сказки» - «Ёжик в лесу» - «Мойдодыр» «Весна стучится в дом ко мне» - «Цветок для мамочки» - «Почки и листочки» март Печатание Экспериментирование Рисование Декоративно-оформительская деятельность Рисование Беседа Рассматривание Печатание Коллективная работа Рисование Экспериментирование Беседа Рассматривание Печатание Декоративно-оформительская деятельность Декоративно-оформительская деятельность Рисование Печатание Декоративно-оформительская деятельность Рисование Экспериментирование Беседа Рассматривание Чтение Декоративно-оформительская деятельность Рисование Рисование Лепка Экспериментирование Беседа Рассматривание Чтение 30 30 30 15 15 30 30 апрель май «Кто живет в весеннем лесу» - «Лис и лисенок» - «Волшебные краски» (заяц и зайчонок) «Народная - «Петушок и курочка» (по мотивам филимоновской игрушки) Декоративно-оформительская деятельность Рисование Экспериментирование Беседа Рассматривание Декоративно-оформительская деятельность Декоративное рисование Слушание музыки Перечень разделов, тем Формы работы игрушка» месяц Блок 30 15 Количество часов/ минут по каждой теме 4-5 лет (2 год обучения) сентябрь октябрь «Наши любимые игрушки» «Домашний - «Веселые портреты» - «Красивая посуда» (чайная) мир» ноябрь «Мир сказки» - «Оформление книжки самоделки» - «Оттиски и отпечатки» (завершение книжексамоделок) декабрь «Зима» - «Зимний лес» - «Дед Мороз и Снегурочка» Панно Рисование Оформительская деятельность Дизайн-деятельность Рисование Декоративно-оформительская деятельность Рисование-фантазирование Книжная графика Экспериментирование Декоративно-оформительская деятельность Декоративно-оформительская деятельность Рисование Печатание Дизайн-деятельность 20 40 40 40 январь «Холодные страны» февраль «Жаркие страны» - «Белый медведь любуется полярным сиянием» - «Пингвины на льдине» - «Попугаи на пальмах» - «Жираф заболел» «Весна стучится к нам в окно» «Кто рядом с нами живет» - «Портрет мамы» май «Сказочный образ и народная игрушка» - «Петрушка» - «Косматый мишка» (богородская игрушка) месяц Блок март апрель - «Ванька - огонек» - «Посмотри в окно» Перечень разделов, тем Рисование Декоративно-оформительская деятельность Выставка Рисование с натуры Рисование Декоративно-оформительская деятельность Рисование Декоративно-оформительская деятельность Рисование с натуры Рисование Рисование-фантазирование Выставка Рисование Чтение Беседа Декоративно-оформительская деятельность Формы работы 40 40 20 40 40 Количество часов/ минут по каждой теме 5-6 лет (3 год обучения) сентябрь «Мир детства» октябрь «Мир моря» - - «Картинки для наших шкафчиков» «Какие мы были маленькие». «Детская площадка» «Детская площадка» (продолжение) «На дне морском» «Морские коньки играют в прятки» «Крошки-осьминожки» «Плавают по морю киты» «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» Рисование с элементами аппликации Макет Декоративно-оформительская деятельность Экспериментирование Рисование-экспериментирование Рисование с элементами аппликации 100 125 ноябрь «Мир космоса» декабрь «Мир сказки» январь «Древний мир» февраль «Мир сказки» март «Мир сказки» апрель май - «В далеком космосе» - «Летающие тарелки» - «Космодром» - «Космонавты» - «Тили-тили-тили-бом» - «Письмо Деду Морозу» - «Снегурочка» - «Морозко» - «Новогодний праздник в лесу» - «Динозавры и динозаврики в папоротниковом лесу» - «Наскальная живопись» - «По замыслу» - «Перо Жар-птицы» - «Змей Горыныч» - «Лукоморье» - «Путаница» - «Радуга-Дуга» - «Тридцать три богатыря» - «Оформление книжки-самоделки» - «Оформление книжки-самоделки» (продолжение) - «Оттиски и отпечатки» (завершение оформления книжки-самоделки» «Мир народной игрушки» - «Косматый мишка» (богородская игрушка) - «Косматый мишка» (богородская игрушка) (продолжение) - «Пернатые, мохнатые, колючие» (продолжение) - «Петушок и курочка» (филимоновская игрушка) - «Петушок и курочка» (филимоновская игрушка) (продолжение) «Настольный - «Два жадных медвежонка» (продолжение) - «Два жадных медвежонка» (продолжение) театр» - «Вкусный сыр» Рисование Декоративно-оформительская деятельность 100 Рисование-фантазирование Экспериментирование Декоративно-оформительская деятельность 125 Экспериментирование Рисование Декоративно-оформительская деятельность Рисование Рисование-фантазирование Экспериментирование Книжная графика Беседа Чтение 75 75 150 Лепка с элементами конструирования из природного материала Лепка-экспериментирование Рисование декоративное Лепка с декоративным рисованием 125 Рисование с элементами детского дизайна Чтение Беседа Макет 90 месяц Блок Перечень разделов, тем Формы работы Количество часов/ минут по каждой теме 6-7 лет (4 год обучения) сентябрь «Мир сказки» октябрь «Пальчиковый театр» ноябрь «Сказочные превращения» декабрь «Новогодние маски» январь «Новогодняя сказка» февраль «Детский диафильм» - «Портреты сказочных героев: баба-Яга» «Портреты сказочных героев: Царевна- Лебедь» «Портреты сказочных героев: Русалка» «Игрушки на пальчики» «Игрушки на пальчики» (продолжение) «Нарядные пальчики» «Оформляем занавес» «Макет для театра» «Игрушки на пальчики» «Игрушки на пальчики» (продолжение) «Игрушки на пальчики» (оформление) «Мини-макет для любимой сказки «Русалочки в подводном царстве» «Русалочьи хвосты» «Заморские прически» «Русалочьи аксессуары» «Нептун» «Атрибутика для Нептуна» «Новогодние украшения» «Новогодние украшения» (продолжение) «Письмо Деду Морозу» «Элементы косюмов» «Новогодние маски» - «Ажурные снежинки» - «Узоры Снежной королевы» - «Одежда для деревьев» - «Диафильм ленточный по мотивам сказки Б.Заходера «Русачок» (изготовление персонажей, Рисование с элементами детского дизайна Чтение Декоративно-оформительская 150 270 деятельность Рисование Макет Декоративно-оформительская деятельность 90 Аппликация с элементами дизайна Дизайн-деятельность Рисование Декоративно-оформительская деятельность Рисование с элементами письма Рисование декоративное Дизайндеятельность 150 Рисование с элементами аппликации с динамичными 90 90 «телевизора», «киноленты») март апрель май «Детский мир - - «Термометр для больной куклы» комната для - «Игрушка-дергунчик» куклы» - «Мебель» «Камин с огнем» «Торшер» - «По замыслу» «Детский мир комната для куклы» - «По мотивам сказки «Колобок» - «По мотивам сказки «Колобок» основами на ленточной бумаге Дизайн-деятельность Дизайн-деятельность 60 Дизайн-деятельность Рисование Декоративно-оформительская деятельность Рисование Декоративно-оформительская деятельность 120 120 Учебно-тематический план по модулю «Аппликация с элементами экопластики» месяц Блок Перечень разделов, тем Формы работы Количество часов/ минут по каждой теме 3-4 года (1 год обучения) сентябрь «Жаркие - «Зебра и крокодил» страны» октябрь «Осень в гости просим» - «Грибы на пенечке» - Разноцветные листочки» ноябрь «Мои друзья» - «Пчёлка» декабрь «Белоснежная зима» - «Волшебные снежинки» Экспериментирование Аппликация Экопластика Беседа Рассматривание Коллективная работа Аппликация Экопластика Экспериментирование Беседа Рассматривание Аппликация Экопластика Аппликация Экопластика 15 30 15 15 январь «Кто живет в зимнем лесу» - «Хвойный лес» Аппликация Экопластика 15 февраль «Мир сказки» - «Колобок покатился» Экспериментирование Беседа Рассматривание Чтение Аппликация Экопластика 15 март «Весна стучится ко мне в дом» - «Птенчики в гнездышке» 30 апрель «Кто живет в весеннем лесу» - «Просыпается медведь» «Народная - «Петя-Петя петушок, золотой гребешок» Экспериментирование Беседа Рассматривание Чтение Аппликация Экопластика Аппликация с элементами конструирования Экспериментирование Беседа Рассматривание май - «Носит одуванчик желтый сарафанчик» игрушка» месяц Блок Перечень разделов, тем Слушание музыки Аппликация Экопластика Формы работы 30 15 Количество часов/ минут по каждой теме 4-5 лет (2 год обучения) сентябрь «Наши любимые игрушки» - «Веселые портреты» Панно Рисование с элементами аппликации Бумажная пластика 20 мир» - «Такие разные часы» - «Узорчатые полотенца» ноябрь «Мир сказки» - «Чудо-дерево» декабрь «Зима» - «Праздничная елочка» январь «Холодные - «Белый медведь» октябрь «Домашний страны» февраль март апрель «Жаркие страны» «Весна стучится к нам в окно» «Кто рядом с нами живет» май «Сказочный образ и народная игрушка» Месяц Блок - «Обезьянки на пальмах» - «Весенние ручейки» - «Серенькая кошечка» - «Матрешка» Дизайн-деятельность Лепка с элементами аппликации Экопластика Коллективная аппликация Аппликация с элементами конструирования Экспериментирование Экопластика Декоративно-оформительская деятельность Аппликация Аппликация Коллективная аппликация Экопластика Аппликация Экопластика Аппликация с элементами бумажной пластики Коллективное панно Аппликация Экопластика Чтение Лепка Беседа Аппликация Экопластика Перечень разделов, тем Формы работы 40 20 20 20 20 40 40 20 Количество часов/ минут по каждой теме 5-6 лет (3 год обучения) сентябрь «Мир детства» - «Детская площадка» Аппликация с элементами бумажной пластики Рисование с элементами аппликации 25 Аппликация коллективная Макет октябрь «Мир моря» - «Я рисую море, голубые дали» - «По морям, по волнам» ноябрь «Мир космоса» - «На далекой планете» декабрь «Мир сказки» - «Подарки для друзей» - «В лесу родилась елочка» январь «Древний мир» - «Папоротниковый лес» февраль «Мир сказки» - «Русалочка в подводном царстве» март «Мир сказки» - «Сказочные дворцы и замки» апрель май Экспериментирование Аппликация Аппликация с элементами детского дизайна Рисование с элементами аппликации Аппликация Изготовление макета Экопластика 50 Аппликация-мозаика Аппликация с элементами конструирования Экспериментирование Аппликация с элементами рисования и письма Экспериментирование Аппликация с элементами бумажной пластики Аппликация силуэтная рисование 50 Аппликация Аппликация коллективная Моделирование из фольги, фантиков Экспериментирование Книжная графика Беседа Чтение 25 «Мир народной - «Образ медведя в русских народных сказках» игрушки» Аппликация с элементами бумажной пластики Аппликация силуэтная выставка 25 «Настольный Аппликация с элементами детского дизайна Чтение Беседа Макет 50 театр» - «Макет - лес для сказки» - «Макет - лес для сказки» (продолжение) 50 50 50 Месяц Блок Перечень разделов, тем Формы работы Количество часов/ минут по каждой теме Макет игровой Коллективная композиция Аппликация с элементами детского дизайна Выставка Декоративно-оформительская деятельность Аппликация с элементами детского дизайна Выставка 60 Аппликация Лепка на форме Макет Экопластика Выставка 90 Аппликация с элементами дизайна Дизайн-деятельность Декоративно-оформительская деятельность Дизайн-деятельность 60 6-7 лет (4 год обучения) сентябрь «Мир сказки» - «Портреты сказочных героев: Русалка» октябрь «Пальчиковый - театр» ноябрь «Сказочные превращения» декабрь «Новогодние маски» январь февраль «Новогодняя сказка» «Детский диафильм» «Игрушки на пальчики» «Игрушки на пальчики» (продолжение) «Нарядные пальчики» «Оформляем занавес» «Макет для театра» «Игрушки на пальчики» «Игрушки на пальчики» (продолжение) «Игрушки на пальчики» (оформление) «Мини-макет для любимой сказки «Русалочки в подводном царстве» «Русалочьи хвосты» «Заморские прически» «Русалочьи аксессуары» «Нептун» «Атрибутика для Нептуна» «Маски к сказке «Золотой ключик» «Маски к сказке «Золотой ключик» (продолжение) - «Сказочный дворец Снежной королевы» 90 60 - «Диафильм ленточный по мотивам сказки Б.Заходера «Русачок» (изготовление персонажей, «телевизора», «киноленты») Рисование с элементами аппликации с динамичными основами на ленточной бумаге Дизайн-деятельность 30 Содержание март «Детский мир комната для куклы» - «Мебель» Формы Методы 30 Дизайн-деятельность Показатели выразительного художественного образаАппликация как интегральной художественно - эстетической способности Аппликация с элементами включает комплекс эстетических способностей и умений конструирования (И.А. Лыкова) - «Ковер из шерсти» 30 «Детский мир Аппликация с элементами дизайна апрель - Наблюдение - Выявление уровня развития выполнение комната для Дизайн-деятельность - Анализ детских работ художественныхкуклы» способностей к - Восприятие художественных образов (в произведениях Аппликациятворческих работ как изобразительной деятельности искусства) и предметов (явлений) окружающего мира Аппликация с элементами (выразительность образа, эстетических объектов; конструирования индивидуальность) «Дымковская «По мотивам сказки «Колобок» 30 - -«Осмысленное чтение» - распредмечивание и Аппликация с элементами май - Выявление уровня владения дизайнас опредмечивание - художественно - эстетических объектов игрушка» пластическими и Выставка помощью воображения и эмпатии, (носителем эстетического аппликативными умениями, способность к интеграции изобразительных техник (техническая грамотность, оригинальность, самостоятельность). выступает выразительный образ как универсальная категория) интерпретация формы и содержания, заключенного в художественную форму; 4. Оценочныйязыка» материал - Творческое освоение «художественного - средств художественно - образной выразительности; - Самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов изобразительной деятельности; - Проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни (таких как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание); - Экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов. 5.Методические материалы № п / п Наименование образовательной программы, в том числе профессии, специальности, уровень образования (при наличии) (с указанием наименований № предметов, курсов, дисциплин п/п (модулей) в соответствии с учебным планом по каждой заявленной образовательной программе) 1 Наименование образовательной . программы, в том числе профессии, . специальности, уровень образования (при наличии): Дополнительная общеобразовательная 1 программа дополнительная общеразвивающая программа «Маленький художник». Дошкольное образование. 1 Дополнительная общеобразовательная . программа дополнительная 1 общеразвивающая программа по 1.1. художественно-эстетическому развитию 3-7 лет «Маленький художник». Модуль «Тестопластика и пластилинография». Автор, название, год издания учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) Вид образовательного и информационного ресурса (печатный/электронный) Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009 г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009 г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009 г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009г. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. печатный - Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковресамолете и в машине времени. Конспекты занятий в изостудии. - М.: КАРАПУЗ. СФЕРА, 2009г. - Лыкова И.А. Изодеятельность и детская литература. Сказка. Интеграция искусств в детском саду. Учебно-методическое пособие. - М.: КАРАПУЗ. СФЕРА, 2009г. 1 Дополнительная общеобразовательная . программа дополнительная 2 общеразвивающая программа по 1.2. художественно-эстетическому развитию 3-7 лет «Маленький художник». Модуль «Рисование с элементами декоративно-оформительской деятельности». Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009 г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009 г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009 г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты методические рекомендации. М.: КАРАПУЗДИДАКТИКА, 2009г. Лыкова И.А. Изодеятельность и детская литература. Сказка. Интеграция искусств в детском саду. Учебнометодическое пособие. - М.: КАРАПУЗ. СФЕРА, 2009г. - печатный 1.3. Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию 3-7 лет «Маленький художник». Модуль «Аппликация с элементами экопластики». Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009 г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009 г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009 г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009г. Лыкова И.А. Изодеятельность и детская литература. Сказка. Интеграция искусств в детском саду. Учебнометодическое пособие. - М.: КАРАПУЗ. СФЕРА, 2009г. - печатный «Тестопластика и пластилинография»; 1.4. «Рисование с элементами декоративнооформительской деятельности»; «Аппликация с элементами экопластики». - Образовательный комплекс «Занятия для интерактивного стола»: методическое пособие / Е.В. Зубкова [и др.]. – Челябинск - Интерактивная песочница: методическое пособие / И.И. Пичугина - Программно-методические комплексы «Занятия для интерактивного стола» Программно-методические комплексы «Интерактивная песочница» Печатный Электронный 6. Глоссарий. Эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я-концепции творца». Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Экопластика - это вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Тестопластика - процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой мягким пластическим материалом. Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. Солёное тесто - это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто - доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью. Бумагопластика - это вид работы с бумагой, своеобразная смесь бумажной скульптуры и оригами, то, что превращает бумагу в пластичный материал, из которого выходят интересные и оригинальные поделки. Папье-маше - не только красивое французское название, но и очень простая, бюджетная техника изготовления различных поделок из кусочков бумаги. Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше. По первой технологии изделие изготавливают послойным наклеиванием маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную болванку. По второму методу изделия формуются из жидкой бумажной массы. Бумагу, разрезанную на мелкие кусочки, заливают горячей водой и на сутки помещают в теплое место. Затем ее подвергают кипячению, отжимают, разрыхляют и высушивают. Полученную бумажную массу тщательно перемешивают с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания. Декоративно-оформительская деятельность используется в групповой комнате, залах, приемной, участках, уголка для родителей, выставки и т.д. Декоративная оформительская работа состоит из элементов. Народные орнаменты в виде фризов, панно, украшая помещение, придают ему неповторимое своеобразие и уют. Кляксография - это дорисовывание нанесённой на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения. Штрих - изобразительное средство графического искусства, один из основных элементов рисунка. Контур - с французского означает «очертание какого-нибудь предмета, «линия, очерчивающая форму». Палитра - это тонкая дощечка, которая служит художнику для смешивания красок, чтобы получить нужный цвет. Прием рисования по сырому. Рисунок пишется акварелью или гуашью на влажном листе бумаги. Изобразительный материал - один из основных компонентов техники и технологии работы художника, с помощью которого воплощается при использовании изобразительных средств и приемов его творческий замысел. Монотипия - вид печатной графики, в котором с каждой пластины можно получить только один отпечаток. Рисование пластилином. Отщипывать от целого куска пластилина маленькие кусочки, размазывать их на изображении. Колористическая выразительность - это способность к цветоощущению, внешнее соединение отдельных цветов - развёрнутое перцептивное их соединение (выделение отношений) - целостное совмещение смыслообразующих цветовых отношений в образах воображения (содержательное обобщение цветов). Композиционная выразительность - это чувство ритма в художественном творчестве детей. Смысловая выразительность - это образный «язык» изобразительного и декоративно-прикладного искусства. 7. Материально-техническое обеспечение. Модуль «Тестопластика и пластилинография» Тип оборудования Оборудование: Технические средства: Дидактические пособия Наименование Стеллажи для оборудования Стол 2-х местный Стул детский Демонстрационная доска Проектор Ноутбук Музыкальный центр Компьютерная программа Цветовосприятие: - «Знакомство с цветом», - «Дружные картинки», - «Подбери по цвету», - «Разложи правильно», - «Цветоугадайка» 4 шт. 6 шт. 12 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. Восприятие формы, величины: - «Заколдованные картинки», - «Составь букет», - «Портрет» 1шт. 1шт. 1шт. Восприятие декоративного искусства: - «Осенний (зимний, весенний, летний) ковер»» - «Богородская игрушка» (картинки) - «Дымковская игрушка» (картинки) - «Филимоновская игрушка» (картинки) Изобразительный материал Количество 1шт. 1шт. 1шт. 1шт. 1 шт. 1шт. 5 шт. 5 шт. 5 шт. Муляжи: - Набор фруктов и овощей 1шт. - Пластилин цветной (6 цветов, 12 цветов, 24 цвета) - Гипс для лепки (0,3 кг) 10шт. 10шт. - Доски для лепки - Инструмент (стеки) - Салфетка из ткани для вытирания рук Нетрадиционный, бросовый, природный материал: - Ватные палочки - Свеча - Бисер (5 упаковок) - Трафареты - Шаблоны - Бусины - Салфетки цветные бумажные - Семена - Крупы, макаронные изделия (0,3 кг) - Шишки - Пайетки - Ракушки - Камушки - Орехи - Пробки - Фольга цветная - Коробки разной величины - Палочки - Трубочки - Блестки (пачка) - Конфетти - Пенопласт (кусочки) - Ватные диски - Зубные щетки - Серпантин 10шт. 100шт. 10шт. 10 шт. 10 шт. 100шт. 10шт. 10шт. 10 шт. 10шт. 10шт. 10шт. 10упаковок 10 упаковок 50шт. 10 упаковок 10шт. 10шт. 10шт. 10шт. 10 упаковок 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. Модуль «Рисование с элементами декоративно-оформительской деятельности» Тип оборудования Оборудование: Наименование Стеллажи для оборудования Стол 2-х местный Стул детский Демонстрационная доска Количество 4 шт. 6 шт. 12 шт. 1 шт. Технические средства: Интерактивная песочница Проектор Ноутбук Музыкальный центр Компьютерная программа Интерактивный стол 1 шт. 1 шт. 1 шт. 2 шт. 1 шт. Цветовосприятие: Дидактические пособия - «Знакомство с цветом», - «Дружные картинки», - «Подбери по цвету», - «Разложи правильно», - «Цветоугадайка» Восприятие формы, величины: - «Заколдованные картинки», - «Составь букет», - «Портрет» Восприятие декоративного искусства: - «Осенний (зимний, весенний, летний) ковер»» - «Богородская игрушка» (картинки) - «Дымковская игрушка» (картинки) - «Филимоновская игрушка» (картинки) 1шт. 1шт. 1шт. 1шт. 1 шт. 1шт. 1шт. 1шт. 1шт. 5 шт. 5шт. Муляжи: - Набор фруктов и овощей Изобразительный материал - Набор цветных карандашей (6 цветов, 12 цветов, 24 цвета) - Набор фломастеров - Гуашь (6 цветов, 12 цветов) - Акварель медовая - Круглые кисти беличьи № 2-6 - Салфетка из ткани, для осушения кисти - Подставки для кистей - Бумага различной плотности, цвета, размера для рисования формата А4 Нетрадиционный, бросовый, природный материал: - Ватные палочки - Свеча - Бисер (5 упаковок) - Трафареты - Шаблоны - Бусины - Салфетки цветные бумажные - Семена - Крупы, макаронные изделия (0,3 кг) - Шишки - Пайетки - Ракушки - Камушки - Орехи - Пробки - Фольга цветная - Коробки разной величины - Палочки - Трубочки - Блестки (пачка) 5 шт. 1шт. 10шт. 10шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 100шт. 10шт. 10шт. 10шт. 10 шт. 10шт. 10шт. 10шт. 10упаковок 10 упаковок 50шт. 10 упаковок 10шт. 10шт. 10шт. 10шт. 10 шт. 10 шт. 10 упаковок 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. - Конфетти - Пенопласт (кусочки) - Ватные диски - Зубные щетки - Серпантин Модуль «Аппликация с элементами экопластики» Тип оборудования Оборудование: Наименование Стеллажи для оборудования Стол 2-х местный Стул детский Демонстрационная доска Количество 4 шт. 6 шт. 12 шт. 1 шт. Технические средства: Дидактические пособия Интерактивная песочница Проектор Ноутбук Музыкальный центр Компьютерная программа Интерактивный стол Цветовосприятие: - «Знакомство с цветом», 1 шт. 1 шт. 1 шт. 2 шт. 1 шт. - «Дружные картинки», - «Подбери по цвету», - «Разложи правильно», - «Цветоугадайка» Восприятие формы, величины: - «Заколдованные картинки», - «Составь букет», - «Портрет» Восприятие декоративного искусства: - «Осенний (зимний, весенний, летний) ковер»» - «Богородская игрушка» (картинки) - «Дымковская игрушка» (картинки) - «Филимоновская игрушка» (картинки) Муляжи: - Набор фруктов и овощей Изобразительный материал - Розетки для клея - Подносы для обрезков и бумаги - Щетинные кисти для клея - Доски, на которые дети кладут изделия для намазывания - ножницы детские (с тупыми концами) 1шт. 1шт. 1шт. 1шт. 1 шт. 1шт. 1шт. 1шт. 1шт. 5 шт. 5шт. 5 шт. 1шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. Нетрадиционный, бросовый, природный материал: - Ватные палочки - Свеча - Бисер (5 упаковок) - Трафареты - Шаблоны - Бусины - Салфетки цветные бумажные - Семена - Крупы, макаронные изделия - Шишки - Пайетки - Ракушки - Камушки - Орехи - Пробки - Фольга цветная - Коробки разной величины - Палочки - Трубочки - Блестки (пачка) - Конфетти - Пенопласт (кусочки) - Ватные диски - Серпантин 100 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 упаковок 50шт. 10 упаковок 10шт. 10шт. 10шт. 10шт. 10 шт. 10 шт. 10 упаковок 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 8. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Цель: Создание единого социокультурного образовательного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребенка с учетом специфических форм каждого из этих важнейших образовательных институтов. Задачи: 1. Формировать доверительные отношения родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий. 2. Повышать правовую, психолого-педагогическую культуру родителей. 3. Содействовать формированию у родителей представления о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и ДОУ. 4. Создать единое социокультурное пространство, способствующее обеспечению одинаковых подходов к развитию ребенка в семье и детском саду. Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьёй. Информационно-аналитический Направление блок Сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей их трудностей и запросов; выявление готовности семьи сотрудничать с д/с анкетирование; интервьюирование; -наблюдение; -заполнение документации группы (дневник группы, карта семьи и тд) - Практический блок Контрольно-оценочный блок Просвещение родителей с целью повышения их психологопедагогической, правовой культуры; 2. Развитие творческих способностей, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс Формы и методы работы - Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий проводимых в детском саду день открытых дверей для родителей по презентации дополнительной услуги; родительские конференции; родительские встречи; групповая библиотека методической литературы; индивидуальные беседы, консультации; наглядные формы: *информация в родительском уголке, *папки - передвижки, *ширмы, *журналы, альбомы, брошюры, информационные листы. творческая мастерская. -мониторинг достижения детьми планируемых результатов -составление индивидуальнообразовательных программ опрос; книги отзывов; оценочные листы; анкетирование; учет активности родителей 1. - - детско-родительские выставки: *рисунок выходного дня *фотовыставки (тематические,