Профилактика аллергодерматоза

02.06.2023


05.06.2023

Психолого-педагогическое сопровождение детей с  аллергопатологией.

 

  На сегодняшний день все больше отмечается заболеваний аллергического характера, наблюдается устойчивый рост показателей таких заболеваний.

   Детей с аллергопатологией отличает повышенная утомляемость, головные боли, аффективные расстройства, невропатии, неврозы, гиперактивность, психосоматические расстройства.

    У детей с аллергопатологией наблюдается незрелость эмоциональной сферы, нарушения личностного развития, такие как: пониженная самооценка, высокая тревожность, агрессивность, инфинтилизм, пассивность либо чрезмерная активность, низкий коммуникативный статус. Как следствие, происходит нарушение взаимоотношений с окружающей действительностью, что в свою очередь, без необходимой коррекционной поддержки может способствовать социальной депривации.

      Для нашего МА ДОУ № 27 является актуальным:

- интеграция содержания образовательных областей;

- цикличность пройденных тем (темы повторяются в течение года);

- организация совместной деятельности взрослого и детей (большой объем материала дети усваивают в ходе совместной деятельности):

 непосредственно организованная деятельность, реализуется в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

совместная деятельность взрослого и детей, осуществляется в ходе режимных моментов.

 Нервно-психические факторы считаются одними из самых существенных в возникновении приступов заболевания. Поэтому, оказывая психологическое влияние на формирование эмоционального благополучия ребенка можно существенно улучшить физическое состояние.

Сохранение и укрепление его психологического здоровья, эмоционально-личностное развитие, формирование социальной успешности будет способствовать обеспечению равных стартовых возможностей при поступлении в общеобразовательную школу, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом.

В рамках психологического сопровождения оздоровительно-образовательного процесса организуются: 

- диагностика на всех этапах развития воспитанников в МА ДОУ № 27; 

- организация мероприятий по облегчению адаптационного периода; 

- организация коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование эмоционально-личностной сферы и обеспечение комфортного пребывания в условиях дошкольного образовательного учреждения

Форма организации занятий 1 и 2 блоков подгрупповая. Продолжительность деятельности для детей 5-6 лет – 2 раза в неделю – 25 минут, для детей 6-7 лет – 2 раза в неделю – 30 минут.

Данное направление включает в себя три блока, условно обозначенных как:

- «Я» - развитие самосознания;

- «Я и другие» - развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, умения взаимодействовать с окружающей действительностью;

- «Я и мои эмоции» - развитие эмоциональной сферы личности.

     Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и МА ДОУ№ 27, в ходе которого выстраивается, а порой и корректируется позиция родителей и педагогов.

      Соблюдение строгой диеты, ограничение посещения многих общественных, культурно-массовых развлекательных мероприятий, присутствие у родителей страха за состоянием ребенка, необходимость постоянно контролировать физическое состояние ребенка, проведение курсов медикаментозной поддержки, накладывают свои отпечатки на развитие детско-родительских отношений.

      Многие родители, не имея возможности решить ряд ситуаций, переживают тревогу, гнев, допускают аффективные вспышки, отстраненность, игнорирование личностных проблем ребенка, что также способствует формированию проблем, во взаимоотношениях родителей и детей. Исходя из этого, работа с родителями, семьями воспитывающих детей с аллергопатологией, является максимально значимой. В рамках психолого-педагогического направления работы с детьми с аллергопатологией используются следующие здоровьесберегающие технологии:

Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показаниям ребенка.

Динамические паузы. Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятий.

Подвижные и спортивные игры. Проводятся ежедневно как часть физкультурных занятий, а так же на прогулке, в групповой комнате – малой и со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, а так же местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем игры с бегом, прыжками, мячом, игровые задания с элементами спортивных игр: из волейбола и баскетбола – броски мяча в парах, тройках, двумя руками из-за головы, от груди, снизу, броски мяча в баскетбольное кольцо. Благодаря этому укрепляются мышцы верхнего плечевого пояса, спины, дыхательные мышцы, улучшается подвижность грудной клетки. Игровые задания из футбола: ведение и передача мяча ногой в паре, удары по воротам. Эти упражнения помогают укрепить мышцы и улучшить подвижность голеностопного сустава.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание духовного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Задача педагога состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Занятия рекомендуется сопровождать спокойной классической музыкой, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т.к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются умению расслабляться.

Пальчиковая гимнастика. Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз. Проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. На занятиях физкультурой дыхательные упражнения применяются 1:2, 1:4, т.е. после 2-4 общеразвивающих упражнений одно упражнение на дыхание. Дети выполняют вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой, дыхательные упражнения с произнесением звуков вибрации, динамические дыхательные упражнения с удлиненным выдохом.

Бодрящая гимнастика. Проводится ежедневно, после дневного сна 5-10 мин. В ее комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитание правильной осанки, обширное умывание.

Утренняя гимнастика. Проводится ежедневно 6-8 мин. С музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия.Проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад, 2-3 раза в неделю в спортивном зале и на спортивной площадке. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение, занятия направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Оздоровительный бег. Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, для детей старшего возраста. Необходимо начинать заниматься в теплое время года. Бег чередуется с ходьбой, во время ходьбы выполняются дыхательные упражнения (вдох через нос, удлиненный выдох через рот, губы трубочкой), темп медленный и средний.

Самомассаж. Это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяем им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушает ребенок и взрослый. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки читаются, обсуждаются с детьми. Дети очень любят “олицетворять” их, обыгрывать. Для этого можно использовать кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребенком, открывающая суть проблемы – основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсудить с взрослым.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе – формирует у воспитанника привычку к здоровому образу жизни.

 Физкультурно-оздоровительная работа.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. В ее организации выделены шесть блоков:

1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия;

2.Непосредственно-образовательная деятельность;

3. Самостоятельная деятельность детей;

4.Спортивно-массовые мероприятия;

5.Внегрупповые (дополнительные виды мероприятий);

6.Совместная физкультурно-оздоровительная работа МА ДОУ №27 и семьи.

В специально организованном обучении, где взрослые выступают в качестве партнера- инициатора, используются различные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно- познавательные.

В совместной деятельности взрослого и детей, включены разные формы активности: ежедневный оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривает формирование самостоятельной двигательной деятельности.

Рационально организованная деятельность по физическому воспитанию позволяет получать положительную динамику физической подготовленности детей. Для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий функционируют музыкально - физкультурный зал, оснащенные необходимым спортивным и музыкальным оборудованием.

Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей. В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки для развития двигательной активности детей. На спортивной площадке расчищается участок для проведения физкультурных занятий на воздухе и лыжня. Для обеспечения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры.

Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям ФГОС и САНПиН, охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

В ДОУ ведется работа по повышению профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесбережения, систематически проводится мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности воспитанников. Для сохранения и укрепления здоровья детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни в МА ДОУ № 27 обновляется среда, регулярно проводятся совместные с родителями оздоровительные мероприятия: «Дни здоровья», «Семейные старты».

Физкультурные занятия способствуют формированию у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, развиваются такие физические качества, как скорость, сила, гибкость, выносливость и координация.

Оздоровительно-профилактическая работа                                         

• Профилактика нарушений осанки.   Упражнения на профилактику нарушений осанки у детей включаются в физкультурное занятие с использованием методик: фитбол-гимнастики; батута. Хочу такой сайт

• Профилактика плоскостопия.  Упражнения на профилактику плоскостопия включаются в физкультурное занятие.  Используются методики прыжковых и беговых упражнений на мягкой основе; самомассаж с использованием специального инвентаря; массажные и контрастные дорожки. Лечебные игры Галанова А.С. используются воспитателями в группах.

• Профилактика заболеваний дыхательной системы. Используются лечебные игры Галанова А.С., которые включаются в физкультурное занятие, а так же проводятся воспитателями в группах.

• Обучение детей оздоровительным методикам: приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу – проводится как на физкультурных занятиях, так и воспитателями в группах.

 

Медико-профилактическая работа.

 

Медико-профилактическая работа с детьми, имеющими аллергические заболевания, строится на основе диагноза, данных о состоянии здоровья детей, уровня их физического развития, анализа заболеваемости. Из содержания медико-профилактической работы исключаются процедуры, основанные на применении веществ, способных вызвать рецидив аллергического заболевания: фитотерапия, ароматерапия и др.

Медико-профилактическая работа включает следующее:

1. Гипоаллергенное питание.

Питание детей, имеющих аллергические заболевания, осуществляется с учетом особенностей заболевания; исключением продуктов, вызывающих аллергическую реакцию; в соответствии с рекомендованным примерным 10-дневным меню. Индивидуальные противопоказания вносятся в индивидуальную медицинскую карту и в аллерголист, дубликат которого находится в группах.  Для этого в группах заводятся специальные листки питания детей, где указывается, какие продукты ребенку противопоказаны и чем их надо заменять. На основании назначений врача медицинская сестра заботится о том, чтобы на пищеблоке были приготовлены для нуждающихся детей необходимые блюда для замены, полностью соответствующие возрастным нормам, объемам и массы порции. В группах питание детей-аллергиков строго контролируется воспитателем и младшим воспитателем

2. Рефлексотерапия.

Ежедневное проведение воспитателями оздоровительных гимнастик (дыхательной, пальчиковой), игрового массажа, самомассажа пальцев, лечебно-профилактических игр и упражнений (профилактика заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата). На занятиях по физической культуре помимо оздоровительных гимнастик и упражнений, которые обязательно включаются в каждое занятие. Регулярно с детьми проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом.

3. Закаливание.

Система закаливания, реализуемая в МА ДОУ№ 27, основана на принципах постепенности, сезонности, учета возраста и состояния здоровья детей.                                                                  Система периодически корректируется медицинскими работниками МА ДОУ№ 27 в соответствии с условиями и состоянием здоровья воспитанников.                                                                                                 Система включает в себя все виды закаливания:

• Естественные физические факторы: режим проветривания в течение дня, режим теплового комфорта, выбор одежды детей в помещении и на улице.

• Воздушное закаливание: воздушные ванны после сна, сон без маечек, воздушно-солнечные ванны на прогулке (весенне-летний период).

• Водное закаливание: обширное умывание.

• Процедурное закаливание: хождение по дорожке-массажеру.

4. Организация среды.

К организации среды в МА ДОУ№ 27  предъявляются следующие требования:  

• Обеспечение экологической безопасности среды: обязательная сертификация всего оборудования, игрового и обучающего материала.

• Гигиеническая организация среды: в соответствии с требованиями СанПиНа (подбор мебели по росту, достаточная освещенность, организация пространства для реализации потребности детей в двигательной активности, соблюдение режима проветривания и графика уборки помещений и др.).

 

5. Использование вариативных режимов дня.

В МА ДОУ№ 27  используются следующие режимы дня:

• Сезонный режим: на холодное время года (сентябрь-май) и на теплое (июнь-август). В теплый период исключаются организованные формы работы с детьми.

• Оздоровительный режим: включает оздоровительные мероприятия и процедуры. Согласуется с врачом.

• Индивидуальный режим: после перенесенного заболевания. Назначается врачом.

• Щадящий режим: на период адаптации; для детей с III и IV группой здоровья (указывается в листе здоровья); после тяжелого и продолжительного заболевания. Назначается врачом.

 

Организация совместной работы МА ДОУ№ 27 и семьи по воспитанию здорового ребенка.

Реализация программы предполагает взаимодействие всех участников оздоровительно-образовательного процесса: воспитателей всех возрастных групп, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, логопедов, музыкального руководителя, медицинских работников, помощников воспитателей и обслуживающего персонала, где координаторами системной работы являются заведующий детского сада и старшие воспитатели.

Начальным этапом в работе с родителями является формирование мотивации и подготовка их к работе по сохранению и укреплению здоровья у детей с и аллергическими заболеваниями. В рамках этой работы проводятся консультации, практикумы, дискуссии, где рассматривается актуальность, сущность разнообразие и своеобразие использования современных здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также особенности организации этой работы дома.

Решаются вопросы:

- актуальные вопросы здоровьесбережения детей с аллеричесими аболеваниями.

- психологические особенности и проблемы развития детей с заболеваниями дыхательных путей;

- оптимизация оздоровительно - образовательного процесса на основе применения современных здоровьесберегающих технологий; - особенности взаимодействия воспитателя и родителей с детьми с аллеричесими аболеваниями.

Основные формы работы с родителями:

1.  Анкетирование родителей.

2. Беседы.

3. Индивидуальное консультирование родителей.

4. Разработка консультаций просветительского характера (психологические особенности, общение, проблемы взаимодействия) для родителей.

5. Разработка рекомендаций по созданию условий обучения, воспитания и оздоровления детей с аллергическими заболеваниями.

6. Организация  круглых столов для обучения, обмена опытом с участием медицинских работников.

7. Оформление письменных консультаций, наглядной информации на постоянно действующем стенде «Уголок здоровья».

Мониторинг результативности оздоровительно-образовательной работы с детьми с аллергопатологией.

 Важным этапом в работе системы сохранения и укрепления здоровья и физического развития воспитанников является оценка эффективности использования здоровьесберегающих технологий в развитии эмоционально-личностной сферы детей с бронхолегочной патологией.

Отвечая требованиям ФГОС ДО, а именно, обеспечение единых стартовых возможностей при поступлении ребенка в школу необходимо отслеживать влияние уровня физического, психологического развития и соматического здоровья ребенка на развитие его познавательных процессов.

Особенностью исследовательского мероприятия определено проведение анкетирования, наблюдения, диагностики не только с детьми, а так же с воспитателями и родителями. Это необходимо для того, чтобы получить более верную и точную информацию о проблемах физического и психолого – педагогического здоровья детей.

Мониторинг физического состояния детей проводится 2 раза в год: в начале и конце учебного года. В январе проводится промежуточная диагностика. Оцениваются и сопоставляются  данные по заболеваемости, группа здоровья, уровень продвижения нервно-психического развития, приобретение двигательных навыков, физическое развитие и уровень развития физических качеств (сила, выносливость, ловкость, быстрота и гибкость).

      В МА ДОУ № 27 проводится ежегодный мониторинг «Здоровье воспитанников». Он включает в себя наблюдения и анализ всех составляющих оздоровительной работы (оздоровительных мероприятий, выполнения режимов, создания  условий, профессионального мастерства участников процесса, состояния здоровья детей, их знаний и умений, анкетирования родителей).

Старший воспитатель анализирует состояние оздоровительной работы в группах и МА ДОУс№27 в целом, используя данные медицинских наблюдений, собственного анализа. Врач анализирует степень влияния проводимой работы на укрепление здоровья детей по основным показателям. Заведующий, обобщая полученные данные, определяет качество работы МА ДОУ № 27 по укреплению здоровья воспитанников. На основе полученной информации определяются направления работы на следующий учебный год в целом по МА ДОУ № 27 и по каждой возрастной группе.

Основными критериям оценки проведения оздоровительных мероприятий с детьми в МА ДОУ № 27 являются:

- показатели групп здоровья воспитанников;

- положительная динамика уровня заболеваемости детей

-положительная и соответствующая возрасту динамика физического и нервно- психического развития воспитанников.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».