Экологический познавательный проект «Кладовая Урала»

02.05.2022

Экологический познавательный проект

«Кладовая Урала»

 

Данный краткосрочный экологический проект «Кладовая Урала» разработан для детей старшей группы ДОУ с целью формирования у детей познавательного - практического отношения к природным объектам, повышение экологической грамотности.

Представленный краткосрочный проект в старшей группе детского сада способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивает творческие и коммуникативные способности детей.

 

Паспорт проекта

Вид проекта: эколого- познавательный

Участники проекта: дети старшей группы (5 - 6 лет), воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный- 4 недели (с 1 по 29 апреля).

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного, практически-деятельного отношения к природным объектам, повышение экологической грамотности.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами через игровую деятельность;

Дать детям представление о добыче золота;

Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком;

Воспитывать любовь к родному краю.

Развивающие:

Представленный краткосрочный проект в старшей группе детского сада способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивает творческие и коммуникативные способности детей.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к объектам неживой природы;

Воспитывать такие качества, как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий;

Воспитывать у детей умение работать в группах.   

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Знают о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида.

Имеют представления о пользе камня в природе и жизни человека.

Проявляют интерес к окружающему миру.

Умеют наблюдать и экспериментировать.

Умеют анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

 

Для родителей:

Активные участники проекта.

Вовлечение в образовательное пространство детского сада.

 

 Методы и приемы:

Словесные: вопросы, пояснения, художественное слово

Наглядные: иллюстрации, мультимедийные презентации, коллекция минералов

Практические

 Словарная работа: камнерез, ювелир, минералы, сказ, каменных дел мастер, змеевик, малахит, кристаллы и др.

 

Этапы реализации проекта:

 

I этап- подготовительный

Информирование родителей о проекте.

Составление плана проекта.

Подготовка теоретического и практического материала в рамках проекта (подбор литературных произведений (сказы Бажова П.П. «Огневушка- поскакушка», «Голубая змейка», «Каменный цветок», «Хозяйка Медной горы»; Рыжова И.Н. «О чем шептались камушки» и др.; создание альбомов для рассматривания, иллюстрации, открытки с изображением камней- самоцветов, украшений из них, создание мультимедийных презентаций «Богатство Уральской земли», «Камни и минералы» и т.д.).

 

II этап-основной: организационно- практический

Работа по плану проекта.

 

III этап-заключительный

Оформление материалов, полученных в процессе реализации проекта

Презентация продукта проекта: мини- музей «Кладовая Урала»

 

Актуальность проекта:

Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать    красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы. Живя в этом замечательном месте, богатом полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению, не знакомы.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Нужно научить ребенка   устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

 

Работа с детьми

1.Непосредственно образовательная деятельность

2.Беседы познавательного характера

3.Просмотр мультфильмов, мульти презентаций

4.Опытно- экспериментальная деятельность

5.Дидактические игры, сюжетно-ролевые игрыХочу такой сайт

6.Просмотр в краеведческом музеи кукольного театра «Хозяйка медной горы»

7.Встреча с интересными людьми

8.Продуктивная деятельность

9.Слушание музыки

10.Игры- драматизации

11.Чтение художественной литературы

12.Подвижные игры, физминутки

 

Работа с семьями воспитанников

Консультации «Кладовая Земли», «Богат наш край Уральский!»

Помощь в оформлении группового мини- музея «Кладовая Урала»

Помощь в составлении тематических альбомов

 

Реализация проекта

Интеграция образовательных областей

Виды деятельности

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Познавательно- исследовательская, коммуникативная, игровая

 

НОД «В гостях у хозяйки Медной горы», «Удивительное в камне».

Беседы познавательного характера: «Откуда берутся камни?», «Удивительное- под ногами».

Беседы с просмотром мультимедийных презентаций: «Добыча золота в Уральских гора», «Природные красоты Урала».

Рассматривание иллюстраций камней- самоцветов, украшений из них, альбомов «Минералы: сокровища Земли», «Энергия камней»

Дидактические игры: «Отыщи такой же камень», «Кому что нужно для работы», «Самоцветы ящерки»,  «Собери узор», «Уральские мотивы».

Социально- коммуникативное развитие

Познавательная, коммуникативная, трудовая

Просмотр в краеведческом музеи кукольного театра «Хозяйка медной горы»

Создание в группе мини- музея «Кладовая Урала»

Сюжетно- ролевые игры: «Ювелирная мастерская», «Ювелирный магазин».

Художественно- эстетическое развитие

Изобразительная, продуктивная, музыкальная, познавательная

Продуктивная деятельность:
-Рисование «Голубая змейка»

-Рисование «Хозяйка Медной горы»

-Лепка «Малахитовые бусы» (моделирование ювелирных изделий

 Слушание музыки:

С. Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке».

 Л. Шварц из фильма- сказки «Каменный цветок» 

Речевое развитие

Коммуникативно- познавательная, игровая

Чтение художественной литературы:

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

Сказы П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы».

Стихи, пословицы и поговорки о камнях.

Физическое развитие

Двигательная, познавательная, коммуникативная, игровая

Подвижные игры: «Мы- скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень» 

 

Вывод

В результате проделанной работы, у детей сформировалось первоначальное представление о природе гор, ее недрах, камнях-самоцветах, технологии добычи золота. Расширился кругозор детей в области знании творчества уральского писателя П.П.Бажова, его сказах как части культуры проживающего на Урале народа. Дети получили элементарные знания о родном крае, появились новые впечатления и эмоции об окружающем мире, расширился кругозор, дети овладели элементарными знаниями о богатствах недр Урала.

 

Предлагаем вам некоторые рекомендации для ознакомления и закрепления детьми данной темы:

-Расскажите, что мы живём на Северном Урале, в Свердловской области. Найдите на карте и покажите расположение нашей области.  Покажите где на карте расположены Уральские горы. Познакомьте детей с реками и озерами нашей области.

 -Расскажите о богатстве нашего края

 

Далекий, неприветливый седой Урал всегда манил русских людей своим сказочным богатством. Во всем мире трудно найти еще такой уголок, где было бы сосредоточено большее количество драгоценных камней, чем на Урале. По воспоминаниям академика А. Е. Ферсмана, старый шахтер Сергей Ужаков на Урале говаривал: "Все на Урале есть, а если чего нет, то значит еще не дорылись".

В легендах коренных жителей Урала сохранились поверья, что на вершине самой высокой горы есть пещера, наполненная сокровищами — золотом и драгоценными камнями. В пещерах Урала часто находят древние рисунки. К примеру, в огромной Каповой пещере на Урале обнаружены изображения исчезнувших животных — с мамонтами и шерстистыми носорогами. Интересные поверья ходили в среде уральских горняков. Рудокопы считали, что с рудой, подземными богатствами необходимо установить доброжелательные отношения. Без симпатии рудокопу никогда не дождаться удачи в своем трудном и опасном деле. Неуважение к подземным силам неизбежно приводит к мести. Лучшее тому подтверждение — хорошо известный образ Хозяйки Медной горы. Древние и современные легенды о подземном царстве обработал и представил на суд читателя Павел Бажов. Кому теперь не известны подземные чудеса: Великий Полоз, Хозяйка Медной горы.

Урал богат не только: пушниной, рыбой, лесом, рудой, самоцветами, он даровит и щедр своим: многоликим, талантливым, трудолюбивым, выносливым, красивым народом. Уральцы — это таланты-самородки, гордость всей России.

      

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.05.2022

Дата обновления: 30.09.2023

Дата публикации: 02.05.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».