13.05.2022
Однажды я разговаривала с мальчиком, которому постоянно делали замечания по поводу его безнравственного поведения.
Я спросила: «Если перед тобой другой ребенок упадет, что ты будешь делать?»
Он очень искренне ответил «Перешагну и пойду дальше».
«И тебя не будет мучить совесть?»- спросила я.
По его недоуменному лицу было видно, что он вообще не понимает о чем это я спрашиваю....
Каждый из нас мечтает о том, что его ребенок будет самым лучшим, самым способным, самым успешным, и конечно, многие из нас хотят, чтобы он стал Человеком.
Чтобы мы глядя на его жизнь, его поступки, слова, достижения, понимали, что мы воспитали Человека.
Тот мальчик был воспитан в благополучной семье, всем обеспечен, любим, балован, но, возможно, никто с ним не говорил, (а может и не являл пример), нравственного поведения и не учил отвечать за проступки и выбор.
Как же воспитать в ребенке Человека? Поговорим сейчас об этом, в частности о такой важной категории как совесть.
Совесть — это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом, Богом. Это духовно — нравственная категория, относящаяся к сфере сердца.
Проявляется совесть в том, что когда мы делаем плохой поступок, даже если никто об этом не знает, нам становиться мучительно плохо на душе, так и говорят — мучает совесть.
Было бы здорово, если бы ребенок уже рождался морально и духовно зрелым, но без воспитания совесть не может развиться в категорию, которая будет управлять поступками человека.
Ребенку необходимо привить:
•умение различать добро и зло,
•систему ценностей и принципов,
•способность принимать моральное решение,
•способность к самоуправлению своим поведением,
• внутреннюю реакцию на нарушение этих правил морали или законов,
. осмысление своего поведения и сравнение своих поступков с морально-нравственными принципами общества,
. воспитывать стремление поступать правильно и отвергать дурное.
Если во взрослую жизнь ваш ребенок вступает, вооруженный всеми этими способностями, значит, родитель справился со своей задачей.
Родитель является «внешней совестью» для своего ребенка. Первая задача — научить ребенка отличать добро от зла. Установите для детей границы, дайте им понять, что вы допускаете и что запрещаете. Установление границ должно начинаться достаточно рано, с конца первого года жизни, и продолжаться на втором и третьем годах. В эту пору жизни ребенок часто натыкается на границы и обнаруживает, что, если он не соблюдает запреты, последствия могут быть довольно неприятными.
Здравый родительский запрет — это благо, которое станет оберегать вашего ребенка во все дни его жизни. Содержание запрета будет меняться исходя из возраста ребенка.
Каждый период морального развития нуждается в определенной свободе. Не нужно устанавливать столько запретов, чтобы ваши границы вовсе утратили смысл. Когда запрещается все, запреты перестают действовать. Родитель должен предоставить малышу возможность исследовать мир, совершать ошибки и учиться на них.
Установите конкретные границы цель которых прежде всего - оградить ребенка от потенциальной опасности для него и опасности причинения зла другому.
Объясняйте ребенку что именно делать плохо и почему, и на основании этого понимания у него будет вырабатываться система добра и зла.
Методы насаждения нравственных понятий могут быть разными. Скажите, вы слышали когда-нибудь как родитель ругая, или даже оскорбляя ребенка пытается «вдолбить» в него понятия добра и зла? Например: «Я сказал тебе, что нельзя брать без спросу чужие вещи! Вставай в угол, бес....чь»!
А почему нельзя? Если эта вещь ребенку понравилась, он захотел рассмотреть ее, поиграть с ней или взять домой. Почему нельзя?
Такой агрессивный метод насаждения моральных понятий никогда не будет работать, а вызовет у ребенка обиду, агрессию, ранит детское сердце. Причем, ребенок реально так и не понял- а почему нельзя?
Если родитель учит ребенка с точки зрения запрета и закона, то он говорит:
•гневно
•сурово
•осуждающе
•жестко
•отчужденно
. агрессивно
•пробуждая у ребенка чувство вины.
Любовь и понимание «ведет себя» по-другому. Они признают, что правила необходимы, но к человеку она относятся иначе. Любовь не знает гнева, ненависти, осуждения, отчуждения, вины, отказа от отношений, игнора и злости.
И понимание «говорит»:
• с любовью
• с поддержкой
• становясь на сторону ребенка
• прощая его
• своим пониманием и любовью сохраняя душу ребенка
. сохраняя хорошие отношения с ним
. мотивируя хорошее поведение с позиций любви.
Что именно использовать в воспитании совести?
1) Общечеловеческие, нравственные и духовные законы общества, с котором вы проживаете.
2) Детские книги, мультфильмы, фильмы, которые учат различать добро и зло, (лучше советских писателей)
3) Обсуждение проступков других (лучше придуманных персонажей), с целью понимания на какой стадии развития находится ребенок в своих суждениях в категории добра и зла, и с тем, чтобы откорректировать его неправильную точку зрения.
4) И самое главное: личный пример родителей.
Если у родителя «двойная мораль», размытые категории добра и зла, он безнравственен, лжив, агрессивен и тд, то не стоит удивляться, что ребенок станет таким же. И уж тем более не нужно ругать его за то, что вы позволяете делать себе — это ваше отражение.
P.S Представьте, если у людей вообще не станет совести. Что будет с миром?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.05.2022
Дата обновления: 14.05.2022
Дата публикации: 13.05.2022