24.01.2022
«Как
рассказать детям о Блокаде Ленинграда»
«У того, кто не помнит своей истории – нет будущего»
А. С. Пушкин
Очень важно приобщать ребенка к культуре
своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать
культуру своих предков. Чувство патриотизма так многогранно по своему
содержанию, что не может быть определено несколькими словами.
Нужно ли рассказывать детям о войне, о Блокаде
Ленинграда?
Да, нужно! И нужно для того, чтобы в ребенке развить чувство гордости за свою
Родину, за свой город; воспитать уважение к подвигу жителей и защитников нашего
города в тяжелые дни Блокады, чтобы священная память о блокаде и дальше хранила,
удерживая Россию в истории, чтобы наши дети росли настоящими Людьми,
Гражданами, Патриотами России.
В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений.
А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за
кадром» — в этом родителям следует полагаться на свой опыт.
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его
нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи
взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить
приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже неплохо, если
ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у
матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк.
Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом
патриотических чувств.
Как правило, первый раз родители в общих чертах
говорят о войне с четырёх — пятилетними детьми, но, разумеется, главным
индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.
Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о
страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть
происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство
гордости, сострадания, почитания, патриотизма?
·
Рассказывайте
об известных и значимых событиях войны. Задача родителей – не напугать ребенка,
а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности,
достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда
нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
·
Читайте
детям известные произведения: «Мальчиш — Кибальчиш» А.П.Гайдара, «Сын полка» В.П.Катаева, « Как Сережа на войну ходил». Ю.Яковлева Пронзительная
сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И
повел его по военной дороге никто иной, как родной дедушка... погибший в
неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд,
опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. "Твои
защитники" Л.Кассиля; «Вот
как это было» Ю.П.Германа Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор
показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного
слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания; «Арбузный
переулок» В.Ю. Драгунского (в кн. "Денискины рассказы"). Отец
рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве; "День Победы" С.Михалкова
и другие.
Конечно, это не все произведения,
которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить
о Блокаде Ленинграда, о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо.
Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать
растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если
не сейчас, то впоследствии. Учите с ними стихи наизусть.
·
Смотрите
вместе с детьми фильмы военной тематики, военный парад, концерты военной песни.
Сходите вместе с ребенком на акцию « Бессмертный полк». Наличие
единомышленников сближает и помогает глубже окунуться в военную эпоху.
·
Расскажите о
ваших воевавших предках, поведайте истории высочайшего героизма солдат на этой
Священной войне. Если есть возможность, познакомьте ребенка с ветеранами,
детьми блокадного Ленинграда. Пусть он услышит рассказы очевидцев – они
производят совсем другое впечатление.
·
Расскажите о
детях Великой Отечественной войны. Ребенку постарше стоит рассказать о
знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые
записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит,
фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём:
«Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Рассказы про взрослых и даже про
юных выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для ребенка
абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по возрасту, не может не
задеть за живое.
·
Посетите с
ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны,
блокады покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете
показать ребенку мемориалы, памятники, отвести его к Вечному огню, возложить
цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на
войне.
Всё вместе это сложится в общую картину и понимание,
осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство
гордости за своих предков и стремление быть достойным их.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.01.2022
Дата обновления: 24.01.2022
Дата публикации: 24.01.2022