22.01.2022
Консультация
для педагогов:
«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».
Воспитатель: Городилова О.В.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных
задач дошкольного образовательного учреждения.
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс
воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества
проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс
сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и
вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно,
во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным
направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к
своей стране.
Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у
дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы
организации деятельности детей.
В своей работе педагоги
могут использовать следующие методы:
1.Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь
горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и
т.п.)
2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом
нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
3.Беседы с детьми о стране, родном городе;
4. Использование детских художественных произведений,
репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);
5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц,
поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
6. Знакомство детей с народной декоративной росписью;
7. Привлечение детей к посильному общественно полезному
труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада,
совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);
8. Поощрение детей за инициативу и стремление
самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное
отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения,
за хорошее поведение в общественных местах;
9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою
улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить,
что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция –
самый сильнодействующий фактор воспитания).
Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет
активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это
не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для
этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы,
дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения,
вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно
образовательная деятельность(занятие).
НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости
от возрастной группы. Знания полученные во время образовательной деятельности,
закрепляются в различных формах вне НОД. И в течении всего года воспитатель
несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются
в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например: «День
защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»). Образовательная
деятельность должна проводиться с использованием наглядного материала.
При знакомстве дошкольников с историей родного города и
родной страны, воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при
составлении рассказа воспитатель должен помнить следующее:
По ходу рассказа необходимо обязательно использовать
наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды,
различные схемы, рисунки мелом на доске и др.
Составлять рассказ, воспитатель должен включая в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы
активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей,
учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя
превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более
успешному усвоению знаний.
Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю
не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям доступна
хронология и давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень
давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т.п.
Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного
запоминания (например: 1941г.,1945г., 12 апреля 1961г., т.п.)
Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе
встречаются незнакомые детям слова, например: «князь», «полководец», следует
объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими
конструкциями.
В процессе знакомства детей с достопримечательностями
родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных
сооружениях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать
их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить
что-то главное, что отличает то или иное здание от других. В работе с детьми по
знакомству с родным городом необходимо использовать такую форму работы, как
целевые прогулки и экскурсии, так как, узнать и полюбить город только по
иллюстрациям невозможно. Дети должны знать тот район, в котором они живут,
видеть красоту улиц, по которым проходят каждый день.
Используя предлагаемые формы и методы патриотического
воспитания, вы добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного
города, познакомите их с талантом русского народа, некоторыми героическими
страницами истории, научите детей любить свой город и свою страну, и гордиться
тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.01.2022
Дата обновления: 22.01.2022
Дата публикации: 22.01.2022