2024-2025 ДОП "Театральное закулисье"

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка………………………………………………….……..
1.1. Цель и задачи программы………………………… ………….…………. …
1.2. Принципы проведения театрализованной деятельности………………….
1.3. Возрастные характеристики воспитанников группы общеразвивающей
направленности……………………………………………………..…..…………
1.4. Планируемые результаты …………………………………………………....
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основные направления программы ………………………………………..
2.2. Формы и направления организации театрализованной деятельности….
2.3. Перспективное планирование на 2023-2024 учебный год………………..
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Материально-техническое обеспечение……………………………………
3.2. Учебный план………………………………………………………………..
3.3. Календарный учебный график……………………………………..….……
3.4.Работа с родителями………………………………………………………….
3.5.Оценочные материалы……………………………………………….……….
3.6.Методическое обеспечение…………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ
«Духовная жизнь ребенка
полноценналишь тогда, когда
он живет в мире игры,сказки,
музыки, фантазии,
творчества.
Без этого он - засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач
дошкольной образовательной организации. В дошкольном возрасте
происходит активное накопление нравственного опыта. Именно в
дошкольном возрастеформируется нравственное
самоопределение и
становление
самосознания.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет
жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное
формирование личности.
Однако в условиях современного общества, приоритетным направлением
остается интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, что, по
словам А.Г. Асмолова продиктовано желанием «вырастить детей с большой
головой и маленьким сердцем». А такие категории, как нравственность и
духовность занимают далеко не первые места.
С вступлением в силу ФГОС ДО приоритет духовно-нравственного
воспитания дошкольников закрепился. Так в общих положениях отмечено,
что одним из основных принципов дошкольной организации является
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на
решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества.
Решение этой задачи отражено в реализации таких образовательных областей
как:
познавательное развитие – формирование первичных представлений о
малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
развитие речи – владение речью как средством общения и культуры;
социально-коммуникативное
развитие –
усвоение норм
и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; художественно-эстетическое развитие –
развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и

понимания произведений искусства, мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной
литературы,
фольклора;
стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений (умение
отличать добро и зло, справедливость и обман и т.д.); реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей.

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Модифицированная
программа
«Театральное
закулисье»
является
программой дополнительного образования художественно-эстетической
направленности, которая разработана на основе парциальной программы
«Театр — творчество — дети» авторы Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимой индивидуальности и.
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с
действующими нормативными документами:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями); - Приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013
г. N 706 г. Москва "Об утверждении Правил оказания платных
образовательных услуг"
- Гражданским кодексом РФ «Правила оказания платных образовательных
услуг» (утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 г. №
706);
- Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ «Защита прав
потребителей при выполнении работ (оказании услуг)»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N
1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам"
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26
августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования";

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N
1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии";
- Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013
г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
- Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 27»;
- Положение о предоставлении дополнительных (в том числе
платных)образовательных услуг муниципальным автономным дошкольным
образовательным учреждением «Детский сад № 27»
- Договором об образовании, утвержденным приказом заведующего МА ДОУ
№ 27 «Об утверждении формы договора об образовании по образовательным
программам дошкольного образования между муниципальным автономном
дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 27 и родителем
(законным представителем) воспитанника».
Направленность: в программе систематизированы средства и методы
театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в
соответствии с
психолого-педагогическими особенностями этапов
дошкольного детства. Впервые научно обосновано поэтапное использование
отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной,
игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе
театрального воплощения.
Составление
программы
основывалось
на
следующем
научном
предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих
способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском
творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого
переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в
процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка,
развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный
контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются
высшие произвольные психические функции.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
В последнее годы мы все чаще начинаем сталкиваться с проблемой
духовно-нравственного воспитания. На смену старому поколению
приходит новое, несущее свои ценности и жизненные приоритеты.
Отчасти это связано с тем, что современные дети живут и развиваются
в совершенно новых социокультурных условиях. В детство
стремительно
и
довольно
агрессивно
вторглись
новые
информационные технологи. Гаджеты, компьютер и телевизор,

заменили
необходимого
взаимодействия
со
сверстниками.
Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и
технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в
семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации
современных детей.
Увеличивается количество детей, с трудом усваивающих те или иные
нравственные нормы. Нарастают негативные тенденции в
подростковой и молодежной среде, а именно отмечена отчужденность,
изолированность, повышенная агрессивность, а также наблюдается
дефицит гуманных форм поведения. Неизбежно грядет «духовный
кризис» современного общества.
Перед педагогами и родителями стоит важная задача - воспитание
высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения,
владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.
Поведенческая культура, являясь частью общечеловеческой, отражает
состояние общественного развития и вместе с тем оказывает на него
серьезное влияние. Само понятие поведенческой культуры весьма
разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки,
этикет, а также связанные с поведением этические и эстетические
взгляды.
Особая роль в решении этой проблемы принадлежит театру, именно
встреча с театром сначала в качестве зрителя, а затем, непременно, в
качестве актера, дарит каждому ребенку радость, незабываемые
впечатления, раскрепощает его, развивает его душевные качества,
художественный вкус, воображение и фантазию. А если при этом
использовать методику С.Г. Якобсон. «Моральные пьески», то у
ребенка будет возможность развиваться не только творчески, но и
духовно, а это весьма благотворно отразится на формировании
поведенческой культуры маленькой личности.
Возраст детей: программа рассчитана на детей старшего дошкольного
возраста 5-7 лет.
Срок реализации – 1 год.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий,
образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного
возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования
осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

1.1 Цель и задачи программы
Главная цель программы – социализация детей через развитие
эмпатии, толерантности, эмоциональной отзывчивости, творческих
способностей и фантазии посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
 через оценку действия персонажей кукольных и драматических
спектаклей учить детей правильно оценивать свои поступки и поступки
товарищей;
 научить детей элементарным актерским навыкам; совершенствовать
игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку
музыкальных, драматических сказок;
 познакомить детей с театральной терминологией;
 познакомить детей с различными видами театра.
Воспитательные:
 воспитание гуманных чувств детей: стремление быть отзывчивым к
взрослым и детям; проявлять внимание к их душевному состоянию;
радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудач;
стремиться прийти на помощь в трудную минуту;
 воспитание культуры поведения на сцене и за кулисами;
 воспитание чувства коллективизма.
Развивающие:
 развивать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением
основные эмоции;
 развивать творческое мышление, воображение, память;
 развивать речевой аппарат, пластическую выразительность
 совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в
заданных условиях;
 развитие навыков общения и коллективного творчества.
Новизна данной программы опирается на гармоничное развитие личности
ребенка, которое тесно связано с процессом формирования его духовных
запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с
другой. А также парциальная программа «Театр нравов» соответствует
современным требованиям, может использоваться как парциальная

программа при формировании вариативной части основной образовательной
программы дошкольной организации, так и в рамках кружковой работы или
организации дополнительной образовательной услуги в ДОО.
Педагогическая целесообразность
Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития
эмпатии, толерантности – условий, необходимых для организации
совместной деятельности детей, наличие определенного уровня
взаимоотношений в социуме.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных
навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение
или сказка, драматизация и инсценирование имеет нравственную
направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и
выражает свое отношение к добру и злу. Помимо этого, программа напрямую
влияет на формирование выразительности речи ребенка, развитие
артикуляционного аппарата, звуковой культуры речи и обогащение словаря
ребенка. А также способствует развитию творческих способностей.
Взятая за основу методика С.Г. Якобсон. «Моральные пьески» является
основополагающей. Данная методика целесообразна тем, что через
проигрывание разных сюжетно-игровых этюдов, дети учатся выражать свои
эмоции, приобретают навыки сотрудничества и сотворчества друг с другом;
развивают волевые черты характера; повышают самооценку.
Отличительной особенностью программы «Театральное закулисье»
заключается в том, что:
 используется новая форма работы, способствующая решению задач
социально-личностного развития ребенка;
 сюжеты моральных пьесок подбираются не только педагогом, но и
предлагаются родителями воспитанников из реальных жизненных
ситуаций;
 актерами являются все субъекты образовательных отношений (дети,
родители,педагоги);
 формирование опыта практической, познавательной и творческой
деятельностина занятиях и выступлениях перед зрителями.
1.2. Принципы проведения театрализованной деятельности
 Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к
развивающейся личности ребёнка.
 Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности
ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

 Принцип психологической комфортности. Предполагает
психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального
комфорта, создание условий для самореализации.
 Принцип целостности содержания образования. Представление
воспитанника о предметном и социальном мире должно быть единым и
целостным.
 Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт,
что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и
который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
 Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития
и воспитания.
 Принцип доступности знаний. Форма представления знаний должна быть
понятной детям и принимаемой ими.
 Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка
ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами
такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
 Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых
знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой
они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения
доступных проблемных задач
 Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.
Предполагает опору на предшествующее спонтанное,
самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
 Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее
необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить
ранее сформированные навыки в ситуации
самостоятельной деятельности.
1.3. Возрастные характеристики особенностей развития воспитаников
Ребёнок 5–6 лет стремится познать себя и другого человека как
представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и
зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом
возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения –
формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе
те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Это становится
возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил
поведения и обязательности их выполнения. В возрасте от 5 до 6 лет
происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления
начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет
себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он
хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. В них проявляются
усваиваемые детьми этические нормы.

В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о
своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и
мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика
гендерного поведения).
Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в
котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение
правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры
можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто
будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение
обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.
Усложняется игровое пространство. Игровые действия становятся
разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным.
Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели
и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают
рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого
возраста способен к освоению сложных движений. Уже наблюдаются
различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более
порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные), в общей
конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они
могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение
20–
25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен
действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти
изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для
запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.
В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,
которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием
обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах
различных предметов и явлений. Возраст 5–6 лет можно охарактеризовать
как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением,
которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической
деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и
точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать
действительное и вымышленное. Действия воображения – создание и
воплощение замысла – начинают складываться первоначально в игре. Это
проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.
На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в
развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное
произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова,
синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь
детей также активно пополняется существительными, обозначающими
названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам,
спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия

людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими
качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая
правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в
описательном и повествовательном монологах способны передать состояние
героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и
сравнения. Круг чтения ребёнка 5–6 лет пополняется произведениями
разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи,
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он
способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно
чтение с продолжением.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка
5–6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения,
преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным
встать на позицию другого).
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет
ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и
отдалённые последствия собственных действий и поступков и действий, и
поступков других людей.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений
музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять
выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится,
обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они
эмоционально откликаются на те, произведения искусства, в которых
переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные
состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется
качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся
более осознанными и направленными (образ, средства выразительности
продумываются и сознательно подбираются детьми).
В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное
(замысел ведёт за собой изображение).
Ребенок на пороге школы (6–7 лет) обладает устойчивыми социальнонравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет
себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6–7 лет расширяется за счёт
развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные
(побуждающие делать добро), самореализации.
Поведение
ребёнка
начинает
регулироваться
также
его
представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием моральнонравственных
представлений
напрямую связана
и возможность
эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство
удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение,
неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка
детей
представляет
собой
глобальное,
положительное
недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием

эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в
эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая
эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С
другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных
проявлениях. У них формируются обобщённые
эмоциональные
представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих
действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной
регуляции поведения – ребёнок может не только отказаться от
нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять
неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты
принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в
эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее
ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей
других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со
взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что
у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились,
при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть
ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6–7
лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения
становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.
Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и
конкурентные отношения – в общении и взаимодействии они стремятся в
первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако
у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и
конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.
В игре может быть несколько центров, в каждом из которых
отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу
игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению
другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по
игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и
самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются
представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом
облике.
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается
устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей
отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности
ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков
менее устойчиво.
В 6–7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им
непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек
отличает больший объём и устойчивость памяти. Воображение детей данного
возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой –

более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное
фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное
или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных
продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные
закономерности действительности. Так, например, даже в самых
фантастических рассказах дети стараются установить причинноследственные связи, в самых фантастических рисунках – передать
перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п.
дети 6–7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут
обдумывать его до начала деятельности.
Возможность успешно совершать действия сериации и классификации
во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё
более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым)
слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений
приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют
полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и
сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно
произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение
морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать
достаточно
сложные
грамматические
формы
существительных,
прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще
использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными
связями).
В 6–7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок
старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные
собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно
развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут
последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим
итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то,
что к концу этого периода речь становится подлинным средством как
общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и
регуляции поведения. К концу дошкольного детства ребёнок формируется
как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, её содержательной,
эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития
дошкольника-читателя.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой
самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к
стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания
музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать
ценность произведений музыкального искусства.
1.4. Планируемые результаты
Основные характеристики развития ребенка представлены в форме

описания прогнозируемых достижений воспитанников на этапе
завершения
дошкольного
образования
по
театрализованной
деятельности.
На этапе завершения первого года реализации программы дети:

овладеют элементарным актерским навыком;

овладеют театральной терминологией;

познакомятся с различными видами театра;

через оценку действия персонажей кукольных и
драматических спектаклейнаучатся правильно оценивать свои
поступки и поступки товарищей.

могут показать: мимикой эмоциональное состояние героя;

произносят одну и ту же фразу с разными интонациями,
скороговорки вразных темпах, с разной силой голоса;






выразительно читают стихотворный текст;
передают образ героя характерными движениями;
действуют на сцене в коллективе;
уверенно держатся перед аудиторией.

показывают
эмоциональное
состояние
героя
мимическими ипантомимическими средствами;

выразительно читают наизусть стихотворный текст,
расставляя логическиеударения;

четко произносят в разных темпах скороговороки;

с разными интонациями произносят одну и ту же фразу,
разной силойголоса;

показывают 6 – 8 эмоциональных выражений;

двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;

создают пластические импровизации под музыку различного
характера;

держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие
действия;

умеют передавать мимикой, позой, жестом, движением основные
эмоции;

имеют устойчивое желание прийти на помощь товарищу в трудную
минуту
- воспитание культуры поведения на сцене и за кулисами;

умеют работать в коллективе;

владеют артистическими навыками в плане переживания и

воплощенияобраза, моделирование навыков социального поведения
в заданных условиях.
С целью выявления уровня развития творческих
способностей детей и уровня сформированности познавательных
и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ
социальной культуры в программе «Театр нравов» предложен
диагностический инструментарий: педагогическая диагностика,
опросники, творческие задания (см. приложение № 1.).
Предложенный
диагностический
материал
носит
рекомендательный характер и может быть заменен другим на
усмотрение педагога реализующего парциальную программу.
Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь, май)
Как обязательный элемент подведения итогов работы
выступает ежегодное проведение спектакля силами детей.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основные направления программы.
Социально-коммуникативное развитие (5–7 лет) направлено на
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка
со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу
детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества.
Познавательное развитие (5–7 лет) предполагает развитие интересов
детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование
познавательных
действий,
становление
сознания;
развитие
воображения и творческой активности.
Речевое развитие (5–7 лет) включает владение речью как средством
общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие (5–7 лет) предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и
др.).
Физическое развитие (5–7 лет) включает приобретение опыта в

следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе
связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие
таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно- двигательной
системы организма, развитию равновесия, координации движения,
крупной моторики, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму,
выполнением
основных
движений
становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
2.2. Формы и направления организации театрализованной деятельности
Основными формами организации театрализованной деятельности
кружка являются:
Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное
занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
Самостоятельная театрально-художественная деятельность,
театрализованная игра в повседневной жизни.
Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли,
посещение детьми театров совместно с родителями.
Театрализованная игра – это действия в заданной художественным
произведение или заранее оговоренной сюжетом реальности.
Театрализованная игра близка к сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая и
театрализованная игры имеют общую структуру: замысел, сюжет,
содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Различие
состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные
явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений.
В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в
театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль,
инсценировка. Со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх
только изображением деятельности взрослых (игры в больницу, школу,
магазин и т.п.), их начинают увлекать игры, навеянные литературными
произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей
больше увлекает сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность
исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является
образным плацдармом, на котором получает своё дальнейшее развитие
театрализованная игра.

Особенность театрализованной игры – литературная или фольклорная
основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играх игровое
действие, предмет, костюм имеют большое значение, так как облегчают
принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Образ
героя, его основные черты действия, переживания определены содержанием
произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении
персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его
состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во
многом зависит от опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об
окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов
много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей,
результат (как изобразили).
Исследователь Л.В.Артёмова делит театрализованную игру на две
группы: игры-драматизации и режиссёрские игры.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с
помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика,
пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет
какой либо сюжет с заранее существующим сценарием. Дети переживают за
своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.
Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож
на героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без
зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они
разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации,
костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища – их называют
театрализациями.
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной
подготовки.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в
общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта,
спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласовывания замыслов
и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является

сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли
сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителяи.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием
театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, театр марионеток,
теневой, на фланелеграфе и др.)
Театральные занятия могут включать в себя как разыгрывание сказок,
сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные
импровизации на темы, взятые из жизни.
Занятия по театрализованной деятельности проходят по двум
направлениям:
- освоение детьми основ актёрского мастерства в процессе выполнения
упражнений творческого характера;
- освоение детьми технических приёмов, характерных для различных видов
театрального искусства.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый
ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной
деятельности.
Содержанием занятий является не только знакомство с текстом
литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой,
движением, костюмом мизансценой и т.д., то есть со «знаками», играющими
роль выразительного языка. Огромную роль здесь играет педагог умело
направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы педагог не только
выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть,
слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел
основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений.
Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает
совершенствовать театрализованную деятельность детей.
Ни в коем случае не должно применяться никакое давление, сравнение,
оценка, осуждение. Наоборот, детям должна быть предоставлена
возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог

должен строго следить за тем, чтобы своей активностью и раскованностью не
подавить ребёнка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать,
чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо
деление на «артистов» и «зрителей, то есть на постоянно выступающих и
постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.
Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие
произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В
соответствии с этим перед педагогом встают две основные задачи:
- понять, разобраться в том, что чувствует ребёнок, на что направлены его
переживания, насколько они глубоки и серьёзны;
- помочь ребёнку полнее высказать свои чувства, создать условия, в которых
может развернуться содействие персонажам произведений.
Творческое развитие личности дошкольника предполагает
последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным
опытом воспитанника.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, используются
разнообразные приёмы: выбор детьми роли по желанию; распределение
ролей по карточкам (дети выбирают карточку, на которой схематично
изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
Во время занятий выслушиваются ответы и предложения детей; при
встрече детей с героями произведений выделяется время на то, чтобы они
могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными
способами вызывается у детей радость.
Наибольший эффект дают такие методы развития творчества:
- творческое задание
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации
- переход игры на другой, более сложный творческий уровень
- упражнения
- этюды
Во время работы поощряется инициативность, гибкость и
самостоятельность мышления, творчество детей.

2.3. Перспективное планирование на 2023-2024 учебный год.
Месяц

№ Тема занятия

Вводное. Пока
1 занавес закрыт

Этюд
2

Сентябрь

Стендовый театр:
3 на фланелеграфе,
теневой, магнитный
Теневой театр
4
Настольный театр:
5 плоскостной,
конусный, баночный,
театр игрушек
Пальчиковый,
6 перчаточный театр

1 Варежковый театр

Октябрь

Краткое содержание
- Первое посещение кружка.
- Игра – разминка «Познакомимся»
- Упражнение-игра «Здравствуйте»
- Игровая программа: игры «Вопрос-ответ», «И я тоже»,
«Шапочка аиста»
- Упражнение на дыхание «Цветочный магазин», работа
над скороговоркой
- Знакомство с понятием «этюд»
- Передача различных эмоций (радость, грусть, гнев,
удивление) с помощью этюдов
- Работа над скороговоркой
- Упражнение на дыхание «Свеча»
- Сказка «Заюшкина избушка» в театре на
фланелеграфе
- Сказка «Кот, петух и лиса» в теневом театре
- Работа над скороговорками
- Сказка «Теремок» в теневом театре
- Репетиция сказки «Кот, лиса и петух» в теневом
театре
- Работа над скороговорками
- Упражнение: «действия с воображаемыми
предметами»
- Сказка «Зимовье» в плоскостном театре
- Разыгрывание диалогов в конусном, баночном театрах
- Репетиция
- Упражнение для голоса «Воробьи»
- Театральная игра «Весёлые обезьянки»
- Упражнения с пальчиковыми куклами,
проговаривание диалогов
- Репетиция сказки «Кот, петух и лиса» в теневом
театре
- Театральная игра «Угадай, что я делаю?»
- Упражнения для кистей рук
- Музыкально-танцевальная импровизация
- Репетиция сказки «Кот, петух и лиса» в теневом
театре

2 Творческий отчет по
театральной
- Показ сказки «Кот, петух и лиса» в театре теней детям
деятельности
младших групп
3 Верховой театр
«Бибабо»

- Театральная игра «Одно и то же по-разному»
- Знакомство с театральной ширмой
- «Сказка про мышат и петушка» в театре кукол бибабо

4 Верховой театр
«Бибабо»
5 Верховой театр
«Бибабо»
6 Верховой театр
«Бибабо»
7 Верховой театр
«Театр на ложках»
8 Верховой театр
«Театр на ложках»
Театрализованная
игра «Сказка о
1 рождественской
звезде»
Театрализованная
игра «Сказка о
2 рождественской
звезде»
Театрализованная
игра «Сказка о
3 рождественской
звезде»

Ноябрь

Театрализованная
игра «Сказка о
4 рождественской
звезде»
Театрализованная
игра «Сказка о
5 рождественской
звезде»
Театрализованная
игра «Сказка о
6 рождественской
звезде»
Театрализованная
игра «Сказка о
7 рождественской
звезде»

- Театральная игра «Одно и то же по-разному»
- «Сказка про мышат и петушка»
- Этюд на выразительность жеста «Я – тыква»
- Сказка «Теремок» в театре кукол бибабо
- Театральная игра «Одно и то же по-разному»
- Сказка «Теремок» в театре кукол бибабо
- Театральная игра «Одно и то же по-разному»
- Повторение способов управления
- Сказка «Колобок на дороге» в театре ложек
- Упражнение на развитие внимания: игра «Раз-два»
- Сказка «Колобок на дороге» в театре ложек
- Обобщение знаний об игре-драматизации
- Повторение правил поведения на сцене
- Знакомство со сценарием спектакля
- Этюд на выражение эмоций «Курочка»
- Работа над скороговорками
- Разучивание 1 действия спектакля
- Этюд на выразительность жестов «Моя книга»
- Работа над скороговоркой
- Разучивание 2 действия спектакля
- Знакомство с понятием мизансцена
- Работа над скороговорками
- Разучивание с 3 действием спектакля
- Знакомство с понятием предлагаемые обстоятельства
- Работа над скороговорками
- Разучивание 4 действия спектакля
- Этюд на выражение эмоций «Сидит, сидит зайка»
- Работа над скороговоркой
- Разучивание 5 действия
- Игра на развитие чувства ритма «Барашек»
- Разучивание 6 действия

Театрализованная
игра «Сказка о
1
рождественской
звезде»
Театрализованная
игра «Сказка о
2
рождественской
звезде»

Декабрь

Театрализованная
игра «Сказка о
3
рождественской
звезде»
Театрализованная
игра «Сказка о
4
рождественской
звезде»

- Работа над скороговоркой
- Репетиция спектакля «Сказка о рождественской
звезде»

- Этюд на выразительность жестов и эмоций «Котенок»
- Репетиция спектакля «Сказка о рождественской
звезде»

- Сказка-шумелка « Ёлочка»
- Репетиция спектакля «Сказка о рождественской
звезде»

- Игра «Снежный ком»
- Репетиция спектакля «Сказка о рождественской
звезде»

Творческий отчет по
театральной
5
деятельности
Показ спектакля «Сказка о рождественской звезде»
«Сказка о
рождественской
6
звезде»

Январь

Повторный показ спектакля «Сказка о рождественской
звезде»
- Работа над пением в унисон
- Работа над длительностью звука
- Приемы кукловождения куклами на гапите
- Этюды «У медведя во бору», «Большие ноги»

1

Верховой театр
«Куклы на гапите»

2

Верховой театр
«Куклы на гапите»

- Работа над культурой и техникой речи: игра со словом
«Сочини сказку»
- Этюды «Бегал заяц по болоту», «Я рыжая лисица»,
«Мышонку шепчет мышь», «Пляшут лапки»

3

Верховой театр
«Куклы на гапите»

4

Верховой театр
«Куклы на гапите»

- Упражнения для дыхания «Собачка», «Шарик»,
«Свеча»
- Сказка «Два жадных медвежонка» с куклами на
гапите

5

Верховой театр
«Куклы на гапите»

- Работа над развитием чувства ансамбля: упражнение
«Испорченная пластинка»
- Сказка «Два жадных медвежонка» в театре кукол на
гапите

6

Верховой театр
«Куклы на гапите»

- Работа над скороговорками
- Сказка «Коза-дереза» в театре кукол на гапите

- Работа над развитием двигательных способностей,
игра «Снеговик»
- Сказка «Коза-дереза» в театре кукол на гапите

Верховой театр
1 «Куклы на гапите»

- Работа над развитием тембрового слуха: упражнение
«Трусливый заяц» (оркестр)
- Сказка «Как собака себе друга искала» в театре кукол
на гапите
- Работа над дыханием
- Репетиция сказки «Как собака себе друга искала»

Верховой театр
2 «Куклы на гапите»
Верховой театр
3 «Куклы на гапите»

- Работа над культурой и техникой речи: игра со словом
«Ручной мяч»
- Репетиция сказки «Как собака себе друга искала»
- Показ сказки «Как собака себе друга искала» в театре
кукол на гапите для детей средних групп

Февраль

Творческий отчет по
4 театральной
деятельности
- Игра со скороговорками «Испорченный телефон»
- Знакомство с тростевыми куклами. Приемы
Верховой театр
управления.
5 «Тростевые куклы» - Этюды «Ветер дует нам в лицо», «А коток, коток,
коток»
Верховой театр
6 «Тростевые куклы»
Верховой театр
7 «Тростевые куклы»
Верховой театр
8 «Тростевые куклы»

1 Верховой театр
«Тростевые куклы»

- Артикуляционная гимнастика «Ручей»
- Фрагмент спектакля с тростевыми куклами
«Аленушка и лиса»
- Работа над артикуляцией и дикцией
- Разыгрывание фрагмента спектакля с тростевыми
куклами «Аленушка и лиса»
- Работа над диалогической скороговоркой
- Разыгрывание фрагмента спектакля с тростевыми
куклами «Аленушка и лиса»
- Работа над стихотворением «Уши» Э.Мошковской
- Разыгрывание фрагмента спектакля «Аленушка и
лиса»

2 Творческий отчет по
театральной
- Показ фрагмента с тростевыми куклами «Аленушка и
деятельности
лиса» для детей старших групп
Март
3 Театр марионеток

4 Театр марионеток

- Работа над рифмовкой
- Знакомство с куклами марионетками. Способы
вождения.
- Этюды: «Идет петушок», «Ходит конь по бережку»,
«Пошел котик на торжок»

5 Театр марионеток

6 Театр марионеток
7 Театр марионеток

8 Театр марионеток

- Игра на внимание «Последний герой»
- Этюды: «Ходит Ваня», «Наш козел-стрекозел», «Как
пошли наши подружки»
- Работа над умением ориентироваться в пространстве:
«Упражнение со стульями»
- Спектакль с куклами-марионетками «В гостях у
Василисы»
- Работа над скороговорками
- Разыгрывание спектакля «В гостях у Василисы»
- Разыгрывание потешек по ролям «На улице две
курицы», «Скачет галка», «Коза-хлопота»
- Знакомство со сказкой «Маша и медведь» в театре
кукол марионеток
- Работа над скороговорками
- Разыгрывание 1 эпизода сказки «Маша и медведь»

1

2

3

4

Театр марионеток
Театр марионеток

6

- Работа над четкостью произношения: упражнение на
опору дыхания «Эхо»
- Разыгрывание 1, 2 и 3 эпизодов сказки «Маша и
медведь»

Театр марионеток
- Работа над развитием внимание и быстроты реакции:
игра «Руки-ноги»
- Разыгрывание 1-4 эпизодов сказки «Маша и медведь»
Театр марионеток
Театр марионеток

- Работа над четкостью произношения: игра «Птичий
двор»
- Разыгрывание 1-5 эпизодов сказки «Маша и медведь»

Театр марионеток

- Работа над умением пользоваться жестами:
упражнение «Считалочка»
- Разыгрывание 1-6 эпизодов сказки «Маша и медведь»

Апрель
5

- Действие с воображаемыми предметами: игра
«Король»
- Разыгрывание 1 и 2 эпизодов сказки «Маша и
медведь»

- Работа над звуками –р-, -с-: игра «Ворона»
Творческий отчет по - Репетиция сказки «Маша и медведь»
7
театральной
деятельности
- Показ сказки «Маша и медведь» в театре куколмарионеток
Театр кукол с «Живой
8
рукой»
- Упражнение «Апрель» (оркестр)

- Знакомство с куклой с «живой рукой». Способы
управления.
- Этюды: «Бабочка-коробочка», «Прилетели
воробышки в огород», «Здорово, кума», «Павушка
летала»
- Работа над ритмопластикой: упражнение «Волна»
- Фрагмент спектакля с участием кукол с «живой
Театр кукол с «Живой
рукой» «Паша и Маша»
1 рукой»
Театр кукол с «Живой
2 рукой»
Люди-куклы
3

Люди-куклы
4
Май
Люди-куклы
5
Люди-куклы
6
Люди-куклы
7
Люди-куклы
8

- Работа над скороговорками
- Разыгрывание фрагмента спектакля «Паша и Маша»
- Этюд на выразительность жестов и эмоций «Я на
камушке сижу»
- Знакомство с куклой системы «люди-куклы».
Способы управления.
- Этюды: «Ходит свинка», «Заяц белый», «Коровушка»
- Этюд на выразительность жестов и эмоций «Свинка
Ненила»
- Разыгрывание мини-спектакля «Волк и семеро
козлят» с куклой системы «люди-куклы» - волком
- Разыгрывание мини-спектакля «Волк и семеро
козлят»
- Знакомство со сказкой «Красная шапочка» с куклой
волком
- Игра на различение и воспроизведением звуков
«Звуки природы»
- Разыгрывание 1 и 2 эпизодов сказки «Красная
шапочка»
- Упражнение «Шутка»
- Разыгрывание 3 и 4 эпизодов сказки «Красная
шапочка»

Творческий отчет по
- Работа над скороговорками
9 театральной
- Разыгрывание сказки «Красная шапочка»
деятельности
- Показ сказки «Красная шапочка»

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дополнительного образования осуществляется в
музыкальном зале ДОУ. Развивающая среда музыкального зала
соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-20, ФГОС ДО и обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,
двигательной активности и театрализованной деятельности детей.
Музыкально-спортивный зал - среда эстетического развития, место встречи
ребенка с театром. Простор, яркость, красочность создают уют обстановки.
Развивающая среда музыкального зала МА ДОУ № 27 по содержанию
соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию
обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и
психологическую комфортность.
В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей:
Спокойная и доброжелательная обстановка,
Внимание к эмоциональным потребностям детей,
Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку,
Представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера
для общения,
Созданы условия для развития и обучения.
Художественно-эстетическая развивающая среда и оформление музыкальноспортивного зала отвечает содержанию спектакля, способствует развитию у
детей художественно-эстетического вкуса, а также создает у детей радостное
настроение.
Музыкальноспортивный зал

* настольный театр игрушек;
* настольный театр картинок;
* теневой театр;
* пальчиковый театр;
* театр бибабо;
* детские костюмы для спектаклей;
* взрослые костюмы для спектаклей;
* элементы костюмов для детей и взрослых;
* атрибуты для занятий и для спектаклей;
* ширма для кукольного театра;
* медиатека;

3.2. Учебный план
месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

количество занятий/ часов в количество занятий/
неделю
часов в месяц
2/ 30
8/4
2/ 30
8/4
2/ 30
8/4
2/ 30
8/4

январь
февраль
март
апрель
май

2/ 30
2/ 30
2/ 30
2/ 30
2/ 30

Итого количество
занятий в год

8/4
8/4
8/4
8/4
8/4
8/4

72занятия /36 часов

3.3. Календарный учебный график
понедельник
15.30-16.00
30 минут

вторник

среда

четверг
15.30-16.00
30 минут

пятница

3.4. Работа с родителями
Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников
В соответствии ФГОС дошкольного образования социальная среда
дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для
участия родителей в образовательной деятельности.
Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с
семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства
педагогов.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные
почитатели талантов маленьких актёров – это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада
театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой
системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы
понаблюдать за своим ребёнком. А педагоги должны быть готовы к
позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную
помощь.
В процессе творческого взаимодействия с ребёнком педагог прежде
всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, а воспитание детей
включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта,
знаний и терпения.
Основными формами работы с родителями:

- Беседы – консультации
- Выставки (фотовыставка)
- Совместные творческие вечера (привлечение родителей к постановке
спектаклей, для участия в конкурсе чтецов)
- Творческие мастерские
- Анкетирование
- Совместные спектакли
- Совместные театральные праздники
- Дни открытых дверей
- Совместные литературные вечера
- Семейные конкурсы, викторины
- Мастер-классы и семинары-практикумы
Перспективный план по работе с родителями
1. Октябрь:
Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник». Поход в
городской кукольный театр
2. Март:
Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Памятки.
3. Декабрь, Февраль:
Помощь детям при участии в конкурсах.
4. Апрель- Май:
Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.
Помощь в организации похода в кукольный театр.
3.5.Оценочные материалы
Эффективность проводимой работы с детьми определяется с помощью
диагностической таблицы, которая предусматривает педагогическую оценку
развития навыков театрализованной деятельности. Основа педагогической диагностической таблицы, помогает определить уровень усвоения ребенком
знаний и оценить их по трехбалльной шкале.
Итоговая диагностика развития детей в процессе театрализованной
деятельности основана на методике Т.С. Комаровой. Ключевой метод
отслеживания - наблюдение - позволяет выявить как положительные

результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейший план,
наметить перспективу работы всей группы и проведения индивидуальных
занятий.
Оценка эффективности работы (диагностика)
Мониторинг детского развития проводится в 2 раза в год (в сентябре, мае).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень
освоения ребенком программы и влияние на развитие ребенка.
В процессе обследования используются методы:
-наблюдение (в процессе индивидуальной работы, игры, занимательной
деятельности);
-беседа (в процессе знакомства с новыми художественными произведениями,
занятий по театрализованной деятельности, в процессе индивидуальной
работы);
-изучение результатов деятельности (изучение рисунков, конструкций,
практических действий по театрализации), обсуждение нравственноэтических ситуаций из художественных произведений или из личного опыта.
-проблемная ситуация.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов проводится без
прекращения образовательного процесса. Основным видом контроля на всех
этапах обучения является показ спектакля.
Мониторинг способствует раскрытию творческих способностей детей.
Помогает воспитателю учитывать:
-индивидуальные социально - психологические особенности ребенка;
особенности его эмоционально - личностного развития;
-интересы,
склонности,
предпочтения
и
потребности
наличие
любознательности и исследовательского интереса;
-возрастные и полоролевые особенности;
речевые навыки.
Механизм оценки получаемых результатов.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками
делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного
действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в
процессе создания спектакля.

Методика проведения диагностирования способностей и
возможностей детей в театрализованной деятельности
Возрастная
группа
Дети
5 – 6 лет:

Дети
6 – 7 лет:

Формы работы
1. Дидактические

игры.
2. Чтение
скороговорок.
3. Драматизация
сказок, рассказов.
4. Рассказывание
стихов
«руками».
5. Этюды по
заданию
воспитателя.

1. Слу

шание
музыкал
ьных
произвед
ений.
2. Драматизация
сказок, рассказов.
3. Чтение
скороговорок.
4. Этюды на
выражение
эмоций, по
условию.
5. Составление
рассказов из
личного опыта.
6. Составление
рассказа по
картине.

Содержание работы
«Придумай
рассказ,
сказку»,
«Придумай рифму к слову»,
«Угадай название», Золушка»,
«Новая кукла».
Скороговорки с
различными
звуками (сонорными, шипящими)
«Три медведя» Л.Толстого,
«Как
собака
друга
искала»,
«Репка», «Лисичка- сестричка и
серый волк», рассказов Л.Толстого,
Е.Чарушина.
Стихи А.С.Пушкина, С. Михалкова
Е.Благининой, А. Барто.
На выражение эмоций, обыгрывание
ситуации.
Слушание классических
произведений
(П.Чайковский, Шуберт, Моцарт)
Музыкальные сказки, песни из
мультфильмов и кинофильмов.
«Лисичка со скалочкой», «Маша и
медведь»,
«Снегурочка»
Рассказы Драгунского, Н
Носова. Скороговорки с
различными звуками.
«В гостях», «В лесу», «Один дома»,
«К нам гости пришли»,
«Настроение», «Обида».
«Как я провел выходной день»,
«Мой лучший друг», «Что я видел
на прогулке».

. Оценка уровня музыкально-театрального развития детей
Январь(1-ая и 2-ая недели)
Цели:

 оценить интерес детей к театрально-игровой деятельности;
 выявить уровень музыкально-театрального развития малышей,
используя материал, пройденный с сентября по декабрь включительно.
Первая неделя посвящена выявлению уровня музыкального развития
ребят.
Педагог оценивает активность детей на занятии, их желание:
 принимать участие в играх с музыкальным сопровождением;
 танцевать вместе с педагогом, ритмично выполняя простейшие
танцевальные движения с предметами и без них;
 слушать музыку, подпевая отдельные слова, фразы в песнях;
 участвовать в играх с музыкальными и шумовыми игрушками.
Вторая неделя отводится определению уровня театрально-игровой
деятельности детей.
Педагог оценивает:
 активность детей в играх со стихотворным сопровождением,
 желание наблюдать за действиями педагога с куклами различных
систем;
 умение смотреть кукольные спектакли, не отвлекаясь, эмоционально
реагируя на происходящее;
 стремление играть с куклами различных систем совместно с педагогом
и самостоятельно.
Отлично (+)
Хорошо(=)
Удовлетворительно(v)
Неудовлетворительно(-)
Фамилия Имя
Игры с музыкальным
сопровождением
Подпевание и пение
Танцевальные движения
Игры с музыкальными
игрушками
Игры со стихотворным
сопровождением
Театрализованные игры
Мини-игры, спектакли

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ТЕСТ «ЗАРД»
Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений,
используяварианты ответов «да» или «нет».
Утверждения:
Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного
произведения, егохудожественную идею __
Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения _
Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время
развития
событий произведения _
__
Ребенок целостно воспринимает литературное произведение
_
Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и
интересно интерпретирует образы
Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении _
Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на
бумаге»
Ребенок может организовать игру с другими детьми _
_
Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому _
Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью
декламирования, мимики и пантомимики
_
Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для
игры- драматизации _
Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или не
понравившихсяперсонажах
У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к
импровизациям
Ребенок обладает лидерскими качествами
_
Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои
впечатленияо литературном произведении, персонажах произведения
на бумаге с их помощью
__
Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо
изображать в игре-драматизации
Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам _
Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность,
умение преодолевать неудачи, решать конфликты
У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной
деятельности(может следовать сюжетной линии, театральную
постановку доводит до конца)
У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он
хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской
художественной деятельности
Оценка результатов.

Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой
позиции (актер, режиссер, зритель):
позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той
ребеноки имеет наибольшую склонность.
Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребенком.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Основы театральной культуры
Высокий уровень: 3
Средний уровень: 2
балла
балла
1 Проявляет
Интересуется
. устойчивый интерес
театральной
к театральному
деятельностью
искусству и театралой деятельности.
Знает правила
поведения в театре
2 Называет различные
Использует свои
. виды театра, знает из
знания в
различия может
театрализованной
охарактеризовать
деятельности
театральные
профессии
2. Речевая культура
1 Понимает главную
Понимает главную
. идею литературного
идею литературного
произведения,
произведения
поясняет свое
высказывание
2 Дает подробные
Дает словесные
. словесные
характеристики
характеристики
главных и
главных и
второстепенных
второстепенных
героев
героев

Низкий уровень: 1
балл
Не проявляет
интереса к
театральной
деятельности.
Знает правила
поведения в театре
Затрудняется
назвать различные
виды театра

Понимает
содержание
произведения
Различает главных
и второстепенных
героев

3 Творчески
Выделяет и может
. интерпретирует
охарактеризовать
единицы сюжета на
единицы сюжета
основе
литературного
произведения
4 Умеет пересказывать
В пересказе
. произведение от
использует средства
разных лиц,
языковой
используя языковые
выразительности
и интонационно(эпитеты, сравнения,
образные средства
образные
выразительности
выражения)
речи
3. Эмоционально-образное развитие
1 Творчески
Владеет знаниями о
. применяет в
различных
спектаклях и
эмоциональных
инсценировках
состояниях и может
знания о различных
их
эмоциональных
продемонстрировать,
состояниях и
используя мимику,
характере героев,
жест, позу,
использует
движение, требуется
различные
помощь
средства воспитателя
выразительности
4. Навыки кукловождения
1 Импровизирует с
Использует навыки
. куклами разных
кукловождения в
систем в работе над
работе над
спектаклем
спектаклем
5. Музыкальное развитие
1 Импровизирует под
Передает в
. музыку разного
свободных
характера, создавая
пластических
выразительные
движениях характер
пластические образы
музыки
2 Свободно подбирает
. музыкальные
характеристики
героев, музыкальное
сопровождение к
частям сюжета

Самостоятельно
выбирает
музыкальные
характеристики
героев, музыкальное
сопровождение к

Затрудняется
выделить единицы
сюжета

Пересказывает
произведение с
помощью педагога

Различает
эмоциональные
состояния и их
характеристики,
но затруднятся их
продемонстрирова
ть средствами
мимики, жеста,
движения

Владеет
элементарными
навыками
кукловождения
Затрудняется в
создании
пластических
образов в
соответствии с
характером музыки
Затрудняется
выбрать
музыкальную
характеристику
героев из
предложенных
37

частям сюжета из
предложенных
педагогом

педагогом

3 Самостоятельно
. использует
музыкальное
сопровождение на
ДМИ, свободно
исполняет песню,
танец в спектакле

С помощью педагога
Затрудняется в
использует детские
игре на детских
музыкальные
музыкальных
инструменты,
инструментах и
подбирает
подборе знакомых
музыкальное
песен к спектаклю
сопровождение,
исполняет песню,
танец
6. Основы изобразительно-оформительской деятельности
1 Самостоятельно
Создает эскизы
Создает рисунки
. создает эскизы к
декораций,
на основные
основным действиям
персонажей и
действия спектакля
спектакля, эскизы
основных действий
персонажей и
спектакля
декораций с учетом
материала, из
которого их
будут изготовлять
2 Проявляет фантазию
Создает по эскизу
. в изготовлении
или словесной
декораций и
характеристикеперсонажей к
инструкции
спектаклям для
декорации из
различных видов
различных
театра (кукольного,
материалов
настольного,
теневого, на
фланелеграфе)
7. Основы коллективной творческой деятельности
1 Проявляет
Проявляет
. инициативу,
инициативу и
согласованность
согласованность
действий с
действий с
партнерами,
партнерами в
творческую
планировании
активность на всех
коллективной

Затрудняется в
изготовлении
декораций из
различных
материалов

Не проявляет
инициативы,
пассивен на всех
этапах работы над
спектаклем

38

этапах работы над
спектаклем

деятельности

Диагностика уровней умений
и
навыков
старших
дошкольников
потеатрализованной деятельности проводится на основе
творческих заданий.
ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ИНТЕРЕСОВ И
ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХДРАМАТИЗАЦИЯХ
Примерные вопросы для собеседования с ребенком.
Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось
в театребольше всего?
Какой
спектакль ты смотрел
последний раз? Тебе
нравится смотретьспектакли? Почему?
Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что
ониделают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
Любишь ли ты играть в «театр»?
В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются
картинки сразными видами театра). Почему?
Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
Ты можешь
по выражению лица узнать
настроение героя?
Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты
хотел быть:режиссером, актером, художником-оформителем?
Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
В спектакле,
с
какими
персонажами
ты бы
хотел поучаствовать? Анализируйте ответы с точки зрения
представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в
процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на
интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и
обоснования данного выбора.

39

3.7.Методическое обеспечение
Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и
воспитания.
1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная
Перечень
программа
программ и
2. ДОпод редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М:
технологий
Мозаика-Синтез, 2010 г.
3. Программа «Театр-творчество-дети» (под редакцией Н.Ф. Сорокиной,
Л.Г. Миланович).
4. Гончарова О.В. «Театральная палитра» Программа художественноэстетического воспитания. – М.: СФЕРА, 2010.
5. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности.
Программа из «детства – в отрочество». – М., 1997.
6. Методическое пособие: Книга: Перспективное планирование
воспитательно-образовательного процесса по программе «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
2013 г.ФГОС дошкольного образования, который согласно Приказа
Министерства РФ №1155 от 17.10.13 г. Вступил в силу с 01.01.2014 г.
1.
Антипова Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.:
Перечень
СФЕРА,2009.
пособий
2. Артемьева Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.:
«Просвещение», 1999.
3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в
первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
4. Мерцалова М.И. Костюм разных времен и народов. – М., 1993.
5. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.:
СФЕРА,2009.
6. Сорокина Н., Миланович Л. Кукольный театр для самыхмаленких.
Театральные занятия с детьми от 1 года до 3 лет.- ЛИНКА_ПРЕСС.Москва.- 2009.
7. Чистякова М. Психогимнастика – М., 1990.
8. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».