2023-2024 ДОП "Веселый язычок"

1

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации программы
Принципы построения программы
Характеристика речи детей с недостатками звукопроизношения.
Планируемые результаты
РАЗДЕЛ II. Содержательный раздел
2.1 Организация деятельности
2.2 Программное обеспечение
2.3 Методы и приемы, используемые в программе
2.4 Содержание программы
2.5 Взаимодействие с родителями
РАЗДЕЛ III. Раздел Организационный раздел
3.1 Учебно-методическое планирование
3.2 Структура занятия по коррекции звукопроизношения
3.3 Учебный план дополнительной образовательной деятельности
3.4 Учебно- тематический план
3.5 Оценочные материалы
3.6 Требования к педагогу дополнительного образования
3.7 Оснащение и оборудование образовательного процесса
Список литературы
Краткая презентация дополнительной образовательной программы
социально-педагогической направленности «Веселый язычок»
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5

3
3
3
4
5
5
6
6
6
7
7
9
10
10
10
11
11
17
19
20
21
22

2

I Р А З Д Е Л ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно
в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно
приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При
нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников
заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень
развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные
звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно
построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными
речевыми расстройствами. Поэтому проблема профилактики и коррекции речевых нарушений
представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Программа дополнительного образования «Веселый язычок» разработана для детей
старшего дошкольного возраста в соответствии с ООП МА ДОУ № 27, в соответствии с
введением в действие ФГОС ДО.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от
29.12.2012 г.;
 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.304913» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования»;
 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
 Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении
единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников
образования»;
 Положение об организации работы учителя – логопеда в детском саду, не
имеющем в своей структуре специализированных групп (утверждено на заседании актива
дефектологов Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования 24
февраля 2000 г.)
 Устав МА ДОУ.
1.2 Цели и задачи реализации программы
Цель: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать
фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза,
развивать связную речь и способствовать накоплению словарного запаса.
Задачи
Образовательные:
3

















Формировать слуховое внимание и восприятие;
Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких
предложений; познакомить с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение»;
Формировать понятия о грамматических категориях языка;
Обогащать и активизировать словарный запас;
Формировать нравственно – этические нормы поведения.
Личностные:
Развивать дыхание, голос и мимические мышцы;
Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
Развивать слуховое и зрительное внимание;
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать связную речь
Метапредметные:
Воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
Воспитывать умение слушать друг друга;
Воспитывать самоконтроль за речью;
Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;
Воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.

Направленность: Предлагаемая программа по содержательной, тематической
направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению –
учебно-познавательной, по форме организации – подгрупповой.
Актуальность: Актуальность данной программы обусловлена ее практической
значимостью и востребованностью данной услуги у родителей. Изучение данной программы
позволит детям своевременно, то есть еще до поступления в школу преодолеть все трудности,
которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Практическая значимость программы состоит:
 во внедрении в практику системы дополнительного образования с детьми старшего
дошкольного возраста, направленную на преодоление речевых нарушений;
 в отработке содержания дополнительной образовательной деятельности;
 в отборе и апробации современных образовательных технологий, разнообразных
форм, методов и приемов дополнительной образовательной деятельности, комплекса заданий
и упражнений, направленных на коррекцию речи детей старшего дошкольного возраста, через
организацию коррекционно-развивающих занятий.
Программа составлена по принципу: от простого к сложному. Допускается
ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения.
1.3 Принципы построения программы
Работа строится с учётом следующих дидактических принципов:
 принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и
неречевых нарушений;
 принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации (различные
анализаторы), так как формирование высших психических функций представляет сложный
процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;
 принцип опоры на сохранные (интактные) звенья нарушенной функции, поскольку
опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых компенсаторных
началах;
 принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при
котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;
 принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л.С.Выготскому), при котором
4

выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
 принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в
логопедическую работу;
 принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации
программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или
иного умения.
 принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует
требования психического и личностного развития
1.4 Характеристика речи детей с недостатками звукопроизношения.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит
от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и
обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. К 4-5 годам в норме ребенок должен
дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое
восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного
звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто.
Но речь некоторых детей может отличаться недостатками звукопроизношения.
Первая причина - недостаточное развитие движений органов артикуляционного
аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.
Вторая причина - недостаточная сформированность речевого, или фонематического,
слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи
(фонемы). Дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка
для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.
Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей
и мелкой моторики пальцев рук. Большинство согласных звуков дошкольники произносят при
широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии
языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и
приводит к искаженному произношению звуков.
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуковая структура слов
(ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые
незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии. Ранее выявление речевой
патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых и
нервно-психических нарушений - важнейшие задачи, стоящие перед логопедами и
родителями детей дошкольного возраста.
1.5. Планируемые результаты
Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения
программы в виде целевых ориентиров:
 Ребенок владеет достаточным словарным запасом.
 У ребёнка сформированы модуляции голоса, плавность и интонационная
выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание.


Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно
произносит все звуки родного языка.



Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых
рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах,
чистоговорках.
Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки,
дыхательные и пальчиковые упражнения.
Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей,
быстро реагирует на смену движений.




5

РАЗДЕЛ II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Организация деятельности
Организации занятий предполагает тематическое планирование, где дошкольники в
привычных для них условиях, будут реализовывать возможность умения правильно, четко и
грамотно использовать фонетическую сторону русского языка на практике.
Основой планирования коррекционной работы является дифференцированный подход.
Лексический и дидактический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения,
речевых и психических возможностей детей 6-7 лет, при этом во внимание принимаются зоны
ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и
умственной активности.
С первых занятий по автоматизации звука и до полного завершения работы над каждой
фонемой широко используется для проговаривания детьми наглядный материал: отдельные
картинки и серии картин, всевозможные лото, картинное домино. Это помогает поддерживать
у детей интерес к занятиям, концентрировать их внимание, вызывает положительные эмоции,
а значит, способствует достижению наибольшего эффекта.
Адресат программы: Программа направлена на детей в возрасте 6 - 7 лет. Данный
возраст является сенситивным для освоения грамматической и звуковой структуры речи.
Объём и срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год.
Особенности организации образовательного процесса:
Обучение по программе «Веселый язычок» - очное, групповое.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: подгрупповая (не
более 5 человек)., 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность одного занятия: для воспитанников от 6 до 7 лет – 30 минут.
Зачисление на занятия происходит по социальному запросу родителей воспитанников,
после предварительной диагностики, имеющие фонетические нарушения в развитии устной
речи:
 - нарушение произношения – фонетический дефект;
 - фонематическое недоразвитие речи.
Занятия состоят с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных
особенностей.
2.2 Программное обеспечение
Дополнительная общеразвивающая программа по коррекции речи детей разработана
для детей 6-7 лет с нарушениями звукопроизношения и фонематического восприятия,
составлена на основе программно-методических рекомендаций Г.А.Каше, Т.Б.Филичева
«Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи»; Т.Б.Филичевой,
Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной «Обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи». Обновление содержания осуществляется на основе «Методических рекомендаций по
постановке у детей звуков», «Артикуляционная гимнастика» Е.А.Пожиленко, пособий
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, Е. Косиновой «Уроки логопеда», Л.С Лыловой,
Е. .К.Ахметовой «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми
дошкольного возраста», комплекта пособий по закреплению произношения звуков
Ю.Б.ЖихаревойНоркиной, комплекта пособий Г.А.Османовой, Т.С.Перегудовой «Вводим
звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков», Н. Нищевой «Будем говорить
правильно».
Программа представляет систематизированный опыт работы, направленный на
коммуникативно - речевое развитие и социальную интеграцию воспитанников ДОУ в среде
сверстников. Она включает в себя: речевые, коммуникативные игры и упражнения;
артикуляционную, дыхательно – голосовую, фонопедическую и логоритмическую гимнастику
6

и другие нетрадиционные формы оздоровительной работы.
2.3 Методы и приемы, используемые в программе
В программе используются следующие методы и приемы:
1. Словесные: - словесная инструкция; - объяснение; - беседа
2. Наглядные: - показ (подражание); - жестовая инструкция; - метод совместных
действий; - наблюдение; - предметные, сюжетные, серии картинок, различные пособия.
3. Практические: - подвижные игры; - дидактические игры.
2.4 Содержание программы
Содержание программы определено с учетом общих дидактических принципов,
которые для детей с речевыми дефектами приобретают особую значимость: от простого к
сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Форма работы –
подгрупповая.
Наименование
разделов

Содержание работы

Игры, упражнения.

1. Развитие
восприятия и
дифференциация
звуков речи.

- Узнавание и
различение неречевых
звуков.
- Различение правильно и
дефектно произнесенного
звука.
- Различение близких по
звуковому составу слов.
- Дифференциация слогов.
- Дифференциация звуков.

«Угадай, что звучало?», «Что делает
Петрушка?»,
«У
кого
звучит
игрушка?»,
«Как правильно сказать?», «Будь
внимателен?», «Недовольный Ваня»,
«Лишнее
слово»,
«Незнайка
запутался», «Мое слово», «Поэт»,
«Расставь по местам» ...
Повторение серий слогов различной
структуры.

2. Формирование
правильного
речевого
дыхания

- Воспитание
Диафрагмальное реберного
дыхания по
подражанию.
- Дифференциация
ротового и носового
вдоха и выдоха.
- Формирование
длительного и плавного
речевого
Упражнения
с
использованием
контроля

«Пузырь», «Надуем животик», «Поем
песенку», «Немое кино», «Топор»,
«Зоопарк» и т.д.
- упражнения на тренировку ритма
речевого дыхания с обязательной
паузой после вдоха.
Формирование
направленной
воздушной струи.

7

руки.
3. Развитие
интонационной
выразительности
речи.

- Формирование
ритмической организации
высказывания.
а).Развитие
восприятия
ритмических структур.
б). Воспроизведение
ритмических структур.
в). Формирование
ритмической
организации
высказывания.
- Формирование
темповой организации
высказывания.
- Формирование
Интонационной
выразительности речи.
а). Развитие восприятия
различных видов интонации.
б). Формирование
интонационной
выразительности речи.

4. Развитие
артикуляторной
моторики

-Развитие кинестетического
орального праксиса:
1 а) Упражнения для
челюстей.
б) Упражнения по
уточнению кинестетических
представлений о положении
губ.
в) Упражнения по
уточнению
кинестетических
представлений о
положении
поднятого и
опущенного кончика
языка.
г) Упражнения по
уточнению

- Упражнения на прослушивание
серий ударов и определение их
качественных и количественных
характеристик.
- Упражнения на восприятие и
Воспроизведение
ритмических
ударов без опоры на зрительный
анализатор.
- Упражнения на восприятие и
Воспроизведение
ритмических
контуров с различным ударением.
Отхлопывание
ритмического
рисунка.
Подбор
картинок
к
определенной акцентной структуре.
- «Угадай, как надо делать»,
«Дождик», «Дятел».
- Упражнения на определения темпа
с поднятием сигнала.
- Произнесение фраз в заданном
темпе.
- Упражнения по выделению разных
видов интонации.
- Упражнения на дифференциацию
разных видов интонации.
- Упражнения на определение силы,
высоты голоса: «Далеко или близко»,
«Заблудились», «Высоко или низко»,
«Три медведя».
Упражнения
по
отработке
различных видов интонации.
- Открывание рта, жевательные
движения в быстром и медленном
темпе, легкое постукивание зубами.
- Произнесение гласных звуков и их
слияний, в сочетании согласными,
беззвучная артикуляция.
- Произнесение звуков А, Д и их
слогов, слов, где данные звуки первые с определением изменения
положения кончика языка.
- Чисто артикуляторные упражнения
без
Произнесения индивидуальная,
а) Развитие статики артикуляторных
движений.
б)
Развитие
динамики
артикуляторных
движений.
8

кинестетических
представлений о
положении об узком и
широком кончике языка. –
Развитие кинетического
орального праксиса

в)
Развитие
переключаемости
движений.
звуков:
«Улыбка»,
«Заборчик»,
«Дудочка», «Бублик», «Лопатка»,
«Иголочка», «Птенчики», «Парус»,
«Грибок», «Трубочка» и т.п.

5. Развитие
тонкой моторики
рук.

- Формирование
- «Во!», «Колодец», «Колечко»,
Кинестетической
основы «Коза»,
движений пальцев рук.
«Зайкины уши», «Сцепи пальцы»,
Формирование «Палец на палец», «Корзинка»,
кинетической основы
«Дерево», «Бинокль»...
двигательного акта.
7. Автоматизация - Произнесение
Упражнения в произношении
звуков
исправленного звука
Изолированных звуков,
в слогах:
звукоподражаний.
а). С, 3, Ш, Ж, С’, 3’, Л’ Упражнения в правильном и четком
автоматизируются вначале в произношении звуков на различном
прямых
речевом материале.
слогах, затем в обратных и в По мере овладения произношением
последнюю очередь каждого слога он немедленно
в слогах со стечением
вводится и
согласных; *3
закрепляется в словах с данным
б). Ц, Ч, Щ, JI - сначала в
слогом. Каждое отработанное в
обратных слогах, затем в
произношении
прямых и со стечением
слово немедленно включается в
согласных;
отдельные предложения, затем в
в). Р, Р’ можно начинать
небольшие рассказы, подбираются
автоматизировать с
потешки,
индивидуальная,
проторного аналога и
чистоговорки,
параллельно вырабатывать стишки с данным словом.
вибрацию.
- Произнесение звука в
словах.
Произнесение
звуков
в
предложениях.
8.
Произнесени еслогов, слов с Упражнения в правильном и четком
Дифференциация двумя
Произношении звуков на различном
звуков.
дифференцируемыми
речевом
звуками одновременно: С-3, материале.
С-С\С-Ц, С-Ш; Ж-3,
Ж-Ш; Ч-С\ Ч-Т, Ч-Щ;
Щ-С\ Щ-Т, Щ-Ч, ЩШ; Р-Л,
Р-Р\ Р’-Л\ Р”-Й, Л\ Л
-Й.
*1 Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и
систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько
занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев.
*2 Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом
формирования звукопроизношения у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы,
9

если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют
успешному их продвижению.
*3 Звонкие согласные 3, Ж, 3’ не автоматизируются в обратных слогах.
2.5 Взаимодействие с родителями
Форма участия родителей лиц в реализации программы.
Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной
программы являются родители детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия.
Родители имеют возможность посещать консультации педагога-специалиста по возникающим
вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с
результатами входящей, промежуточной и итоговой диагностики, посещать открытые
занятия, участвовать в тематических выставках, родительских лекториях, собраниях,
тематических праздниках высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим
вопросам, касающимся образовательного процесса, осуществлять контроль за качественным
выполнением домашних заданий.

10

РАЗДЕЛ III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

11

этапа.

12

3.1 Учебно-методическое планирование
Этапы реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Вся индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения делится условно на два
1. Этап. Подготовительный.
 Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
 Развитие слухового внимания, развитие речевого дыхания, памяти, фонематическоговосприятия в
играх и специальных упражнениях.
 Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной

достаточности для постановки звука.
 В процессе систематических тренировок - овладение комплексом пальчиковой
гимнастики.
2. Этап. Формирование произносительных умений и навыков
 Устранение дефектного звукопроизношения
 Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционные и
акустические.
 Формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
3.2 Структура занятия по коррекции звукопроизношения
Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы
могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее
вносятся изменения.
В подготовительный период и на этапе постановки звука большее внимание уделяется
развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого
дыхания, коррекции голоса, тогда как на этапе автоматизации звука главное - развитие
речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического восприятия.
Данная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах,
принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется логопедом, исходя из
учета индивидуальных особенностей детей, уровня развития артикуляционной моторики,
речевых навыков и познавательных процессов. Организационный момент. Релаксационные
упражнения. на формирование пространственных представлений, развитие слухового
восприятия.
1. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.
2. Мимические упражнения.
3. Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений.
Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка.
Развитие
переключаемости органов артикуляционного аппарата.
4. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с
движением.
5. Развитие фонематического восприятия.
6. Преодоление нарушений слоговой структуры слов.
7. Постановка звука.
8. Автоматизация звука:
 Автоматизация звука в слогах.
 Автоматизация звука в словах.
 Автоматизация звука в словосочетаниях.
 Автоматизация звука в предложениях.
 Автоматизация звука в чистоговорках.
 Автоматизация звука в загадках и стихах.
13

 Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.
Режим оказания дополнительных образовательных услуг
1. Организация образовательного процесса регламентируется дополнительной
общеобразовательной программой, учебным планом и расписанием занятий по оказанию
дополнительных образовательных услуг, которые разрабатываются и утверждаются
образовательным учреждением самостоятельно.
2. Проведение в детском саду дополнительных занятий за счет времени, отведенного
на дневной сон, не допускается.
3.3 Учебный план дополнительной образовательной деятельности
Этапы работы

Тема

1. Подготовительный
этап
2. Постановка звука
3.
Автоматизация Автоматизация звука в слогах
звуков
Автоматизация звука в словах
Автоматизация звука в предложениях
Автоматизация звуков в связной речи
4.
Дифференциация Дифференциация изолированных звуков
звуков

Количество
занятий
3
6
4
6
6
6

Работа
проводится
по
необходимости
2
Дифференциация звуков в слогах
2
Дифференциация звуков в словах
2
Дифференциация звуков в предложениях
2
Дифференциация звуков в связной речи
2
Формирования коммуникативных умений и
2

14

Учебно- тематический план
Месяц
1неделя
2 неделя
3 неделя
Сентябрь
«Чтобы
четко «Знакомство
с «В гостях
Октябрь
говорить надо с домиком язычка» язычка»
пальцами
дружить»
Ноябрь Декабрь
Январь Февраль

4 неделя
у «Веселые
ветерочки»

Игры на развитие фонематического
«Прогулка язычка»
слуха
«Язычок в гостях у Свистящей «Язычок учится у Свистящей
семейки»
семейки»

Март

«Язычок
семейки»

в

гостях

Апрель

«В гостях у братьев Л-ЛЬ»

Шипящей

«Язычок учится у Шипящей
семейки»
«Язычок учится у братьев ЛЛЬ»

Май

«Язычок в гостях у братьев Р-РЬ»

«Язычок учится у братьев РРЬ»

Содержание изучаемого курса
Месяц
Тема занятия

Часы

Материал
занятий

для

Сентябрь
1 занятие
2 занятие
3 занятие «Чтобы четко говорить, надо с пальцами
дружить».
Знакомство
с
содержанием
занятий.
Пальчиковые игры: пальчиковая рулетка
(мелкая
моторика).
Дыхательные
упражнения: вдох пауза-выдох.

Пособие с пальчиковыми
играми,
массажные мячи

4 занятие «Знакомство с домиком Язычка».
Знакомство
с
органами артикуляции.
Выполнение основных артикуляционных
упражнений в том числе, «улыбка-трубочка,
рыбки
разговаривают,
уточка
(артикуляционный праксис и межсистемные
взаимодействия).
Дыхательные упражнения вдох-пауза-выдохпауза.

Раздаточные
зеркала,
карточки
с
артикуляционной
гимнастикой

15

Октябрь
1 занятие «В гостях у Язычка».
Выполнение артикуляционной гимнастики,
повтор упражнения улыбка-трубочка, рыбки
разговаривают, уточка (артикуляционный
праксис и межсистемные взаимодействия).
Пальчиковые игры: щелчки, ножницы,
клешня
краба.
Повтор
дыхательных
упражнений.

Настенное
зеркало,
карточки с
артикуляционной
гимнастикой

2 занятие «Веселые ветерочки»
Работа над правильным речевым дыханием,
развитие
длительной
целенаправленной
воздушной струи. Дыхательное упражнение
«Шарик». Работа над просодикой.
Развитие чувства ритма: продолжи ритм,
скрещенные руки,
ритм-ответ (слуховой гнозис)

Дыхательные тренажеры,
бубен

3 занятие

«Овощи»
Упражнение рисуем улыбки (базовые
сенсомоторные взаимодействия с опорой на
графическую деятельность).
Игры на развитие фонематического слуха:
«Поймай звук», «Угадай, что звучит»
Знакомство со звуками речи.
Семафор-ребенок проговаривает гласные с
движением рук
(фонематический слух).

Экран,
музыкальные
инструменты, карточки со
звуками.

4 занятие «Прогулка Язычка»
Выполнение артикуляционной гимнастики
(основные упражнения), птенчики, хомячок
(артикуляционный праксис).

Карточки с упражнениями
артикуляционной
гимнастики.
Настенное зеркало

«Фрукты»
Работа над речевым дыханием, упражнение
Шарик.
Понятие о гласных звуках.
Упражнение Семафор.

Карточки с упражнениями
артикуляционной
гимнастики.
Настенное зеркало

Ноябрь
1 занятие «Язычок в гостях Свистящей семейки»
Артикуляционные
упражнения
для
постановки свистящих звуков.
Понятие о согласных звуках. Лексическая
тема: «Домашние животные» Игра «Царство
зверей» (пространственные представления)
2 занятие «Язычок учится у Свистящей семейки»

Профиль звука, зеркало,
карточки-картинки
со
свистящими звуками

Профиль звука, зеркало,
16

Постановка
свистящих
Автоматизация свистящих звуков.

звуков.

карточки-картинки
свистящими звуками.

со

3 занятие «Дикие животные»
Согласование существительных в роде и
числе.
Игра «Рожки да ножки» (мелкая моторика)

Профиль звука, зеркало,
карточки-картинки
со
свистящими звуками

4 занятие «Язычок в гостях Шипящей семейки»
Комплекс артикуляционных упражнений для
постановки шипящих звуков. Развитие
фонематического слуха.
Двигательный диктант (пространственные
представления)

Зеркало, символ звука,
артикуляционные
упражнения с шипящими
звуками

Декабрь
1 занятие «Зимушка-зима»
Пальчиковый
тренинг
«Снежок».
Образование относительных, качественных и
притяжательных
прилагательных.
Обогащения словаря. «Скажи наоборот».
Составление предложений с предлогами в,
из, на, под.
Заучивание загадок.

Раздаточные
зеркала,
символ
звука,
артикуляционные
упражнения
со
свистящими звуками.

2 занятие «Язычок учится у Шипящей семейки»
Постановка шипящих звуков. Автоматизация
шипящих звуков. Игра «Змейки» (мелкая
моторика)

Профиль звука, зеркало,
картинки с шипящими
звуками

3 занятие «Птицы зимой»
Пальчиковый
тренинг.
Употребление
притяжательных местоимений мой, твой,
мои, мое. Образование существительных с
уменьшительно – ласкательным значение

Картины с зимующими
птицами. Профиль звука,
зеркало,
картинки
с
шипящими звуками

4 занятие «Животные зимой»
Пальчиковый
тренинг.
Употребление
притяжательных местоимений мой, твой,
мои, мое. Образование существительных с
уменьшительно-ласкательным окончанием

Картины с животными.
Профиль звука, картинки
с шипящими звуками

Январь
1 занятие «В гостях у братьев Л-ЛЬ»
Комплекс артикуляционных упражнений для
постановки звуков Л-ЛЬ.
Развитие слухового внимания, памяти,
фонематического слуха.

Зеркало, символ звука,
артикуляционные
упражнения со звуками лль

2 занятие «Одежда»

Комплекс
17

Обогащение словаря. Упражнение «зеркало»
(сенсомоторные взаимодействия с опорой на
графическую деятельность)

артикуляционных
упражнений
для
постановки звуков л-ль.

3 занятие

«Подарки для Валюшки» Обогащение
словаря
прилагательных. Составление рассказа
по теме «Моя игрушка»
(с использованием опрной схемы)

Картины
с
изображением игрущек.
Зеркало,
символ
звука, артикуляционные
упражнения
со
звуками л-ль

4 занятие

«Язычок учится у братьев Л-ЛЬ»
Постановка звуков Л-Ль
Автоматизация данных звуков.
Пальчиковая гимнастика: змейки,
пальчиковая рулетка (мелкая
моторика).
Игра
Восьмерки
( сенсомоторные взаимодействия)
Развитие фонематического слуха.

1 Профиль звука,
зеркало, картинки со
звуками л-ль

Февраль
1 занятие
Постановка
звуков
л-ль.
«Путешествие маленького цыпленка»
Пальчиковый тренинг «Как пищат у
нас цыплятки?» Расширение
словарного запаса
1

Профиль
звука,
зеркало, картинки со
звуками л-ль

2 занятие

«Язычок в гостях у братьев Р-РЬ»
Комплекс
артикуляционных
упражнений для постановки РРЬ. Игра
«Робот» (пространственные представления).
Развитие
правильной
воздушной
струи.
Работа над слоговой структурой слова.

1 Зеркало, символ
звука, артикуляционные
упражнения
со
звуками Р-РЬ

3 занятие

Постановка звуков Р-Рь
Автоматизация звуков Р-РЬ. Игра
телесные буквы, рисуем на
спине (соматогнозис, тактильные
ощущения)
Согласование существительных в
роде, числе.

Профиль
звука,
зеркало, картинки со
звуками Р-РЬ

4 занятие

Пальчиковый тренинг. Составление
сложносочиненых
предложений.

1 Профиль звука,
зеркало, картинки со
звуками Р-РЬ

Март
1 занятие «Путешествие на кухню»

Картинки с изображением
18

Пальчиковый тренинг «Жила была посуда.
Подбор относительных прилагательных.
Загадки «Подбери словечко» Согласование
числительных
с
существительными,
обозначающими предметы посуды.

посуды.

2 занятие «Язычок на поляне скороговорок»
Работа над слоговой структурой слова.
Отработка речевого дыхания, работа над
ритмом и темпом речи. Игра «Продолжи
ритм» (слуховой гнозис)

Скороговорки,
раздаточный материал

3 занятие «Домашние помощники»
Название основных предметов помощников.
Загадки. Слоговой анализ слов.

Картинки с изображением
электроприборов.

4 занятие «Путешествие по зоопарку»
Пальчиковая игра «две мартышки». Игра
Выше-ниже
(пространственные
представления)
Образование
притяжательных прилагательных. Подбор
родственных слов.

Картинки животных
жарких стран

из

Апрель
1 занятие «Мое любимое животное»
Составление описательного рассказа о
животном с помощью схем и наводящих
вопросов. Игра Я знаю пять (номинативные
процессы)

Схемы для рассказа

2 занятие «Подарки для Валюшки»
Обогащение
словаря
прилагательных.
Использование в речи местоимений мой, моя,
моё. Составление рассказа по теме «Моя
игрушка» Игра запретное слово (внимание)

Игрушки,
схемы
для
составления рассказа

3 занятие Занятие по связной речи Составление
рассказа из личного опыта
ребенка Игра «Замри»

Схемы для рассказа

4 занятие «Мы, такие похожие и разные»
Образование
однокоренных
слов
с
уменьшительно ласкательным значением.
Подбор действий к предмету. Обогащение
словарного
запаса.
Согласование
числительных с существительными в роде,
числе. Игра Робот (пространственные
представления)

Карточки
с
уменьшительноласкательными словами

19

Май
1 занятие «Дикие животные весной»
Расширение и уточнение естественнонаучных представлений о диких животных.
Развитие речевого дыхания. Разучивание
подвижной игры: «Звучащий мячик»,
«Лесной переполох»

Пальчиковые бассейны с
различными
наполнителями

2 занятие Закрепление
представлений
о
диких
животных, их внешнем виде
и образе жизни. Повторение пальчиковой
гимнастики «Сидит
белка на тележке»

Плоскостные
фигурки
диких
животных
и
материалы для игры «В
лесу»

3 занятие Уточнение и расширение словаря по теме
«Дикие животные весной». Чтение рассказов
В.Зотова о диких животных из книги
«Лесная мозаика»

Мяч,
пазлы
животные,
камушки, мяч

4 занятие «Домашние животные»
Звук и буква Р. Расширение представлений о
домашних животных, их внешнем виде и
образе
жизни.
Закрепление
знания
пройденных букв, навыки чтения слогов и
слов с ними

«Волшебный мешочек» с
резиновыми
и
пластиковыми фигурками
для животных.

«Дикие
морские

3.5 Оценочные материалы
Планируемые результаты освоения программы, целевые ориентиры
Система получения точных данных о состоянии деятельности логопеда ДОУ может
быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора,
обработки, хранения и распространения информации. Данные анализируются логопедом, и на
ее основе оценивается состояние качества логопедической, выявляются проблемы и
разрабатываются своевременные пути их решения.
Программа строится на личностно-ориентированном обучении, с использованием
индивидуально – дифференцированного подхода к состоянию фонетической стороны речи
детей, имеющих различный уровень нарушенного звукопроизношения, поэтому два раза в год
проводится мониторинг сформированности звуковой стороны речи у детей: стартовыйсентябрь, итоговый - май.
Целью стартового мониторинга является: выявление сформированности произношения
звуков речи изолированно, в слогах, словах, предложениях, составление индивидуального
маршрута по коррекции звукопроизношения.
Целью итогового мониторинга является осуществление анализа динамики
сформированности произношения звуков речи.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему
компоненты:
1. Фонематическое восприятие.
2. Артикуляционная моторика.
3. Звукопроизношение.
4. Сформированность звуко-слоговой структуры.
20

5. Навыки языкового анализа.
6. Грамматический строй речи.
7. Навыки словообразования.
8. Понимание логико-грамматических конструкций.
9. Связная речь.
Используемая методика: иллюстрированный материал для обследования устной речи
детей старшего возраста О.Б.Иншаковой, элементы методики Т.А.Фотековой.
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной
деятельности детей заполняются речевые карты воспитанников и применяется следующая
система мониторинга.
Приемы диагностического изучения:
•сбор анамнестических данных;
•беседы с родителями;
•наблюдения за детьми во время занятий, режимных моментов, в игре;
•беседа с детьми;
•беседа с воспитателями.
•Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту.
Планируемые результаты освоения программы, целевые ориентиры.
В итоге логопедической работы дети должны:
• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и
формах речи;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
• различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
• овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой
игре, пересказе, чтении стихов.
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе
можно считать следующее:
• ребенок умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;
• правильно произносить все звуки родного языка в соответствии с языковой нормой;
• во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, соблюдать ритм речи и
интонацию;
• дифференцировать на слух гласные и согласные; твердые и мягкие, звонкие и глухие
согласные звуки;
• выделять первый и последний звуки в слове; положение заданного звука в слове;
• придумывать слова на заданный звук и правильно воспроизводить цепочки из 3- 4
звуков, слогов, слов; самостоятельно выполнять звуковой анализ и синтез слов разной
слоговой структуры;
• ребенок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями
работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
• владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль
общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации; усваивать новые слова,
относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов и
словосочетаний, применяет их в собственной речи;
• подбирает однокоренные и образовывает новые слова;
• согласовывает слова в числе, роде, падеже;
• исправляет деформированное высказывание;
• самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок;
21

• пересказывает тексты, используя развернутую фразу;
• педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционнообразовательный процесс, взаимодействуют с учителем- логопедом, в результате чего у
ребенка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире
и природе;
• в соответствии с возрастными возможностями уточнен и обобщен словарь;
• сформирован грамматический строй речи.
3.6 Требования к педагогу дополнительного образования
Должностные
обязанности.
Осуществляет
дополнительное
образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой,
развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся,
воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и
принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока
обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы
(обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя
современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые
образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области
методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной
гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав
и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации
образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их
выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует
их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их
личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе
исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь
обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события
современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников.
Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта
творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в
т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую
поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся,
воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся,
воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических
советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению
родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий,
предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим
работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья
обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при
проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При
выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с
выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного
образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного
образования, других педагогических работников в проектировании развивающей
образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь
педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их
педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
22

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную
педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и
потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику
поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и
организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической,
туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы
занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов,
организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные педагогические
технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации
компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления
контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами,
их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы
работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами),
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего
трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной
безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции,
студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика»
без предъявления требований к стажу работы.
3.7 Оснащение и оборудование образовательного процесса
Занятия проводятся в специально отведенном месте, которое соответствует
требованиям СанПин, ТБ и ПБ.
Рабочее место оборудовано зеркалом и рабочим столом, за которым проходит
коррекционная работа.
Методическое, дидактическое и игровое сопровождение:
• Материалы по обследованию речи детей;
• Методическая литература по коррекции речи детей;
• Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
• Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
• Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса

23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей
работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В.
Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80
2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. –
СПб.: Детство-Пресс, 2001.
4. Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001
5. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
6. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ
Сфера, 2008.
7. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и
организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
8. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда. - М.: Владос, 2014.
9. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых
нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
10.ПРОГРАММЫ. Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т.Б., 2008.
11.Швайко, Г.С. Игровые упражнения для развития речи. - М. просвещение, 1988
12.Фотековой, Т.А., Ахутиной, Т.В. «Диагностика экспрессивной речи».-М.,2007.
13.Филичева,
Т.Б.,
Туманова.Т.В.
Дети
с
фонетико-фонематическим
недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000
14. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной
группе ФФН.-ГНОМ, 2005.

24

Краткая презентация дополнительной образовательной программы социальнопедагогической направленности «Веселый язычок»
Дополнительная
образовательная
программа
социально-педагогической
направленности «Веселый язычок» разработана в соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует требованиям
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В основе создания этой программы использованы коррекционно-развивающие
программы Министерства Образования РФ, научно-методические рекомендации,
представленные в библиографии. В частности Г.А.Каше, Т.Б.Филичева «Программа обучения
детей с недоразвитием фонетического строя речи»; Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой,
Г.В.Чиркиной «Обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
Данные программы рассчитаны на работу в условиях дополнительного образования,
и предусматривают организацию коррекционной деятельности с детьми в возрасте от 6 до 7
лет с нарушениями звукопроизношения и фонематического восприятия речи.
Содержание дополнительной программы «Веселый язычок» включает три основных
раздела – целевой, содержательный и организационный.
В целевом разделе определена значимость программы, которая обусловлена в
практическом применении на занятиях по развитию речи и совершенствованию моторики
органов артикуляции, которая поможет детям с нарушением речевого развития своевременно,
то есть ещё до поступления в школу, преодолеть трудности, которые являются причиной
возникновения школьной дезадаптации.
Программа
«Веселый
язычок»
построена
на
следующих
принципах:
онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
принцип построения коррекционной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка; принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка; принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых,
признание ребенка полноценным участником (субъектом) коррекционной деятельности;
принцип комплексности выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции
речевых нарушений, личностно деятельностного подхода к профилактике и коррекции
речевых нарушений у воспитанников, понимание единства психического и речевого развития,
взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития
Приоритетными задачами программы являются: создание условий для реализации
коррекционной работы через обновление содержания образования в соответствии с
требованиями ФГОС; раннее выявление и своевременное предупреждение речевых
нарушений; осуществление необходимой коррекции и сопровождение воспитанников с
речевыми нарушениями в ходе реализации ОПП.; организация взаимодействий с родителями
(законными представителями) детей по оказанию помощи в организации полноценной
речевой среды в ближайшем окружении ребенка, и повышение компетентности родителей в
вопросах профилактики и коррекции отклонений в речевом развитии детей .
Содержательный раздел включает в себя: модель организации коррекционнообразовательного процесса; планирование коррекционной деятельности; особенности
взаимодействия логопеда с семьями воспитанников.
Организационный раздел содержит: структуру коррекционных занятий, учебный и
тематический план, оценочные материалы и описание материально-технического обеспечение
работы логопеда ДОУ.
Данная программа, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми
расстройствами и подготовку его к школьному обучению.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».